16.09.2008 | 13:24

На "Карте мира": XI Архитектурная Биеннале в Венеции

Следом за современным искусством и современным кинематографом Венеция представляет архитектуру. Архитектурная Биеннале проводится здесь с 1980-го года. Сегодня – это самая авторитетная архитектурная выставка в мире. Здесь демонстрируется творчество звезд нынешних и будущих. Эта биенале – одиннадцатая. Россия принимает в ней участие девятый раз и впервые показывает не бумажную, а реальную архитектуру, хотя это не вполне соответствует нынешнему девизу форума. Подробнее – "Новости культуры".

Архитектурная биеннале – такой же отпрыск Венецианской биеннале современного искусства, как кинофестиваль.

В сердце Венеции, на площади Сан Марко царит привычная суета. Туристы толкаются, преодолевая последствия наводнения: город встретил одиннадцатую Архитектурную биеннале проливным дождем. Совсем другая атмосфера царит на набережной Джардини, здесь – оазис спокойствия. В роскошных садах расположены Национальные выставочные павильоны. Тот, кто задается вопросом о новых тенденциях мирового зодчества, может смело игнорировать большинство экспозиций: тема очередного конкурса сформулирована его куратором – американцем Аароном Бецки: "Архитектура помимо здания". Такая постановка вопроса – серьезный вызов для большинства участников. А в Российском павильоне в очередной раз все сделано наоборот. Архитекторы играют в шахматы. Выставка называется "Турнир за Россию".

Александр Авдеев, министр культуры РФ: "Вы знаете, это не битва. Название сформулировано так, что мы снова бьемся: "Восток против
Запада. А здесь, в конкретных работах, я вижу очень хорошее сотрудничество, ну, и, конечно, большие таланты, которые появились в России, чем очень горжусь".

В качестве фигур – макеты строящихся или уже готовых зданий. Только вместо черной дружины – Красная армия, в численном преимуществе. Пятнадцать российских архитекторов против семи белогвардейцев –"варягов архитектуры".

Ирина Коробьина, директор Центра современной архитектуры: "Белый цвет – это некие белые пятна, которые осваивают западные архитекторы, стремящиеся на наш рынок".

Когда-то на этом листе писали мастера барокко и классицизма, теперь зодчие предпочитают стиль хай-тек. Один из самых долгожданных проектов нашего павильона принадлежит американцу Томасу Лизерут –Всемирный музей мамонта и вечной мерзлоты в Якутии.

Томас Лизер, архитектор: "Это не просто музей, а огромный центр. Здесь будут располагаться и исследовательские лаборатории, и экспозиции, и научные залы. Я впервые занимаюсь подобным проектом, да еще в России! Веду настоящую борьбу с климатом. Пришлось поставить здание на гигантские вертикальные опоры, а крышу задрать вверх из-за крутого холма по соседству".

Западный дивизион российской выставки не обошелся без звезд первой величины – Нормана Фостера с его башней "Россия", и Захи Хадид – со скромным проектом частного дома. С ними играют гроссмейстеры отечественной архитектуры – Александр Асадов и Михаил Белов, Алексей Бавыкин и Никита Явейн.

Доска без хитрых пешек, жестоких слонов и беспомощных королей. Здесь – все ферзи, причем, каждый из них в любой момент может сделать ход конем.

Наш павильон в этот раз вызвал настоящий ажиотаж. Русские, действительно, долго запрягают, да быстро едут, смеются западные журналисты. Впервые в этих стенах вместо бумажной архитектуры представлены реальные произведения. А настоящая шахматная партия разворачивается рядом – в зале видеоинсталляции. Все мастера, чьи работы представлены в Российском павильоне, ведут большую игру на большом экране. Каждому дано право хода: они все говорят, как должен выглядеть современный мир.

Михаил Хазанов, архитектор: "Надо просто жить в мире, чувствуя мировое окружение. Уже границы практически стерты, у архитекторов их никогда и не было. Поэтому говорить "мы" и "они" я бы не стал, просто есть архитекторы и не архитекторы".

Проигнорировав заданную тему в целом, российские кураторы, тем не менее, представили проект, отвечающий на вопрос Бецки. Выставке Николая Полисского "Мечты русского ландшафта" отведен отдельный зал. На стенах огромного шалаша – фотографии абстрактных сооружений, которые больше похожи на древнерусскую скульптуру. Эта инсталляция возвращает зрителя к первозданности пространства.