16.09.2008 | 19:30

"Мастер невысказанного" – Альберто Джакометти

Его длинные, тонкие скульптуры ни разу не экспонировались в России, хотя каждый год выставляются в крупнейших музеях мира. Хрупкие для транспортировки произведения великого Джакометти наконец-то прибыли в Москву. Музей изобразительных искусств имени Пушкина разместил в атриуме личных коллекций два десятка самых знаменитых скульптур ХХ века. Концепцию экспозиции определил швейцарский искусствовед Кристиан Клемм, сотрудник музея Кунстхаус, где хранится одна из самых значительных коллекций скульптора: на примере феномена Джакометти показать развитие искусства ХХ века. Рассказывают "Новости культуры".

Альберту Джакометти не требовались искусственно созданные мифы для того, чтобы прославиться. Он сам был легендой. Еще в 1962 году на Венецианской биеннале Джакометти был признан лучшим скульптором ХХ века. Современников поражала его одержимость, с которой он отдавался искусству. Пережив увлечение кубизмом и сюрреализмом, он двигался дальше. Джакометти воплощал образы, которые видел в своих снах-галлюцинациях. "Он наделял свои скульптуры, живопись, графику каким-то особым магнетизмом, вкладывал свое личностное начало. Работы живут в этой среде. Тем более, этот магнетизм, переданный скульптуре, держит пространство вокруг нее", – говорит куратор выставки Ирина Никифорова.

С конца 1940-х годов в работах скульптора появилось то, что искусствоведы стали называть "высоким стилем Джакометти". Он вернулся к реализму, как он сам его представлял. Художник видел смерть и ощущал быстротечность жизни, а себя называл странником на земле. У него никогда не было своего дома. Его жизнь протекала между двумя мастерскими в Швейцарии и Париже. Джакометти никогда не интересовала человеческая плоть. Он, скорее, отказывался от нее для того, чтобы открыть структуру мира. "Он говорил, что мир велик и похож на кристалл. И обычный человек видит сквозь одну грань кристалла. Он мечтал вывернуть этот кристалл наизнанку, очутиться внутри его – так, чтобы сквозь все грани увидеть ясную правдивую картину мира", – продолжает Ирина Никифорова.

Последний проект Джакометти остался незаконченным. На площади в Нью-Йорке предполагалось установить три объекта, ставшие квинтессенцией творчества скульптора. Это голова, идущий человек и женщина. "Если задать вопрос, чему мы можем научиться у Альберто Джакометти, то ответ будет таков: величию человека. Очень важно то, что он смог создать соотношения между пространством и временем", – считает директор Фонда Бейлера Сэмюэль Келлер.

Джакометти любил повторять, что со временем его скульптуры превратятся в пыль, и все равно важно вкладывать в их создание все свои силы и наполнять их жизнью.

Читайте также:
Валерий Турчин о выставке произведений Альберто Джакометти

История искусств ХХ века вместе с Альберто Джакометти