17.09.2008 | 19:43

Фотопоэзия Михаила Масленникова

Поездки по России помогли Михаилу Масленникову, поэту и дизайнеру, открыть в себе талант фотохудожника. Интерес к русской провинции оказался настолько сильным, что появился цикл работ, которые художник называет "фотопоэзией". На его портретах не увидеть пустых глаз, в его персонажах будто отражена многовековая народная мудрость. Выставка Михаила Масленникова открылась в Москве. Рассказывают "Новости культуры".

Открытые лица, спокойные взгляды и детские улыбки. Без особых технических уловок Михаил Масленников создает простые и в то же время глубокие и искренние образы. "Миша снимает с открытым забралом, он не снимает исподтишка. Как это происходит, как человек не зажимается, не понятно. Может быть, в силу того, что он с этим человеком существует", – замечает галерист Константин Бенедиктов.

В течение нескольких лет художник совершал паломнические экспедиции по затерянным уголкам России – поселкам и деревням Карелии и Алтая, Чукотки и Архангельской области. В этих отдаленных местах он подолгу оставался – жил вместе с деревенскими людьми, снимал древние храмы, аскетичные пейзажи Севера. "Я заранее ничего не прогнозирую. Просто есть такая внутренняя убежденность, что когда я попаду на это место, этот образ обязательно там появится. Он просто меня там ждет, его не нужно придумывать. Он там живет – достаточно просто приехать и познакомиться", – поясняет Масленников.

Сначала успешный московский дизайнер не думал заниматься фотографией, но однажды друзья посоветовали взять с собой в поездку фотокамеру. И вдруг в снимках путешественника стал прорисовываться образ, причем коллективный. Выставка так и называется: "Мы". "Она, конечно с громким названием, но она не претендует на какой-то аналитический полный спектр. Это совсем другое. Это, скорее, напоминание нам о том, какие мы еще существуем и, наверное, должны были быть", – говорит куратор выставки, фотограф Георгий Колосов.

Соборный образ православного человека Масленников создает, не прибегая к привычной церковной символике. Это лица простых людей. Кажется, что они такими были и сто, и двести лет назад, а фотограф просто сумел зафиксировать архетип.