07.03.2019 | 20:16

Третьяковская галерея готовится к выставке произведений Ильи Репина

В Третьяковской галерее заканчивается монтаж картины Ильи Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года». Колоссальное по размерам полотно станет одним из центральных экспонатов выставки, которая откроется на следующей неделе. Генеральный спонсор экспозиции - Банк ВТБ.

Более 35 квадратных метров - площадь, как у средней однокомнатной квартиры. «Торжественное заседание Государственного совета» Ильи Репина - одна из крупнейших картин в коллекции Русского музея. Полотно весит около 600-сот килограммов. Чтобы установить его на стене, требуется минимум 10 человек.

Из Петербурга в Москву полотно приехало неделю назад. Увидев его, даже опытные специалисты Третьяковской галереи слегка растерялись. Объясняют - демонтировать картину всегда проще, чем устанавливать. К тому же прибыла картина без родной рамы – она требует реставрации.

«Столь значимое полотно невозможно экспонировать без рамы. Поэтому Третьяковская галерея изготовила современный вариант, который по своему дизайну повторяет дизайн родной рамы этой картины», - отмечает Татьяна Городкова, главный хранитель Третьяковской галереи.

С тех пор как в 1938 году картина пополнила коллекцию Русского музея, она только раз покидала его стены. В 2002 году «Торжественное собрание» выставляли в Георгиевском зале Кремля. Для любой транспортировки полотно нужно извлекать из подрамника и наматывать на специальный вал. Для картины - это всегда огромный стресс. 

«Когда музей принимает решение о возможности выдачи такого произведения - это всегда очень серьезный анализ и непростое решение. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея», - добавляет Татьяна Городкова. 

Монументальное полотно Репин начал писать по заказу императора в 1901 году. Помогали ему ученики – Куликов занимался левой стороной картины, Кустодиев – правой, сам Репин работал по центру, затем прошелся кистью по всей картине. По условиям заказа, художник должен был изобразить, как сановники внимают речи царя. Репину показалось это слишком скучным, и он позволил себе нарушить протокол.

«Есть масса моментов не этикетных. Например, головной убор Семенова- Тян-Шанского находится на столе – это недопустимо! И таких вещей много. Репин всегда говорил - мои картины нужно рассматривать и рассматривать нужно долго. Только через это рассматривание, через погружение в пространство картины, в детали вы разгадываете тот сложный замысел, который всегда есть в картинах Репина», - говорит куратор Татьяна Юденкова.

Всего из коллекции Русского музея в Москву прибыло почти 80 картин. На выставке будут приняты усиленные меры безопасности – каждое полотно оснастят индивидуальным датчиком. Кроме того, картины из собрания самой Третьяковки будут находиться под антибликовым стеклом – их как раз сейчас устанавливают. Это позволит не только лучше разглядеть детали и краски. Но и защитить полотна от вандалов.

Новости культуры