18.09.2008 | 19:37

На Конкурсе имени Шопена проходят мастер-классы

На Московском конкурсе юных пианистов имени Шопена мастер-классы "разбивают" прослушивания и сольные концерты членов жюри. Смотр уже давно вышел за рамки обычного музыкального состязания. Существование "в одном времени и одном пространстве" молодых дарований вместе с маститыми исполнителями и составляет одну из особенностей конкурса. О показательных уроках Николая Петрова и Карлоса Себро рассказывают "Новости культуры".

Шуман, Брамс, Рахманинов – исполнить сочинения этих композиторов на Конкурсе юных пианистов имени Шопена никому из участников не могли бы разрешить. Таковы правила. В программе звучат только произведения польского композитора. А вот на мастер-классе конкурса – другое дело. Победитель прошлого шопеновского состязания Дмитрий Шишкин месяц назад стал разучивать Вариации на тему Паганини. С ними он и пришел на занятия к Карлосу Себро – арбитру нынешнего конкурса. "Акценты делали на штрихи, forte, piano, динамику. Такая довольно тщательная работа мне нравится", – признается Дмитрий. "Мне достался очень сильный ученик, но по опыту других мастер-классов я понимаю, что даже если бы это был слабый музыкант, я не смог бы его за одно занятие переучить. Поэтому моя задача – заставить человека думать", – поясняет Карлос Сербо.

Пианист Павел Широков хотел бы стать участником Конкурса Шопена, но студенту четвертого курса не позволили возрастные рамки. Зато ему удалось воплотить другую мечту – попасть на мастер-класс к председателю жюри конкурса Николаю Петрову. Павел подготовил сонату Рахманинова. "Начал смотреть ее года полтора назад. Целенаправленно разбираю с середины этого года", – говорит он.

Народный артист СССР Николай Петров – принципиальный, но толерантный педагог. Он старается не ограничивать творческую свободу самовыражения музыканта. "В музыке позволено почти все, но почему-то большинство исполнителей – именно их тянет в тот маленький процент – три-четыре процента того, что делать нельзя. Почему-то их всех тянет туда", – отмечает Николай Петров.

Методика проведения мастер-классов отличается от обычных занятий. Как правило, педагог отмечает ошибки. Если Николаю Петрову интересна трактовка исполнителя, он может дослушать до конца, а потом дать свои комментарии. "А иногда буквально с первых страниц приходится говорить: "Стоп", и тыкать носом, как котенка в лужу", – признает председатель жюри конкурса.

Исправить все недочеты и переучить за час занятия кажется невозможным. Зато мастер-класс дает возможность взглянуть на свое творчество свежим взглядом.

Все материалы о конкурсе>>>