19.09.2008 | 13:51

"Золотой гобой" и индийская флейта – уникальный союз

"Золотой гобой" – так в России и Европе часто называют Алексея Уткина. Он не только стал одним из первых в мире солирующих гобоистов, но впервые собрал вокруг этого инструмента камерный оркестр. Выпускник Саратовской консерватории Павел Новиков, напротив, давно ушел из академической музыки. Два года он провел в Индии, изучая местные традиции исполнительского искусства. Таких разных музыкантов, впрочем, объединяет один авторский взгляд. Рассказывают "Новости культуры".

Кажется, нет такого стиля в европейской музыке, который бы не играли музыканты Камерного оркестра "Эрмитаж". От Баха до Пьяцоллы, от Шуберта до Губайдулиной – и все это переложения для солирующего гобоя. В этом проекте Алексей Уткин пошел еще дальше. Теперь "Эрмитаж" играет пьесы американского гитариста Джона Маклафлина. "Примеряешь одежду с чужого плеча. Музыку, написанную для электронных или индийских инструментов, примерить на камерный струнный оркестр и гобой достаточно сложно", – замечает Алексей Уткин.

В этом проекте эксклюзивный гобой Уткина объединился с бансури Павла Новикова – индийской флейтой, конструкция которой остается неизменной вот уже три тысячи лет. "Для меня сейчас именно классическая флейта, европейская – это такое ощущение, как будто входишь под душ в одежде. А здесь я ощущаю на кончиках пальцев движение воздуха", – признается Павел Новиков.

Эти пьесы Маклафлин писал как раз под впечатлением от индийской музыки. Поэтому репетиции порой превращаются в настоящие лекции Новикова, которому приходится объяснять, что солист и аккомпаниаторы зачастую могут поменяться ролями. "Страшная полиритмия иногда бывает, когда практически в разных временах живут два музыканта и в конце сходятся. Такая очень точная математика. Поэтому надо, не слушая солиста, вести свою линию", – поясняет Павел.

Для музыкантов "Эрмитажа" сотрудничество с Новиковым – это не только возможность отдохнуть от привычной музыки, но и совершенно непривычная практика ансамблевой игры. "Это свои сложности, свои проблемы, которые, если научиться их решать, становится интереснее и легче играть другую музыку", – утверждает Уткин. Для самого Новикова, который в последние годы играет в основном индийскую музыку, это тоже необычный опыт. "Это такой удивительный эксперимент. Я когда снова пришел в оркестр. Я же был когда-то оркестровым музыкантом тоже. И я сижу, смотрю в ноты, играя на индийском инструменте. Для меня это очень забавно все", – говорит Новиков.

Этот проект включает не только пьесы Маклафлина. Во время таких репетиций, или медитаций, как их в шутку называют музыканты, рождаются и оригинальные произведения. Так что перспективы союза оркестра "Эрмитаж" и Павла Новикова ничем не ограниченны.