19.09.2008 | 15:01

Русский взгляд на Европу

Какой была Европа в представлении жителя русской провинции сто, двести, триста лет назад? На этот вопрос отвечает выставка "Европейская история", которая открылась в Государственном музее современной истории России. В экспозиции представлены произведения западноевропейских живописцев, скульпторов, граверов – всего более сотни экспонатов из музеев Иваново, Калуги, Кинешмы, Твери и Тулы. Именно эти образцы на протяжении нескольких веков служили для провинциальных мечтателей проводниками в европейскую культуру. Рассказывают "Новости культуры".

В XVIII – XIX веке заграничный вояж для провинциального жителя был непозволительной роскошью. На помощь приходило искусство. Музейные экспонаты становились путеводителем по Европе и учебником по европейской истории. Воссоздать образ Европы таким, каким его мог видеть романтик из Тверской или Калужской губернии – такую задачу ставят организаторы проекта. "Эта выставка является неким собирательным образом. Это представление о Европе русского европейца, который мог быть никогда не выезжавшим из своего поместья дворянином, и каким-нибудь начинающим фабрикантом, и просто градоначальник", – говорит автор проекта Михаил Дмитриев.

Выставка охватывает многовековой период от античности до Нового времени. Самые древние экспонаты относятся к первому веку. Среди них – фрагменты помпейской мозаики, античные стелы и атрибуты древнеримского быта: светильник, маска, водопроводная труба. Основной вехой на пути приобщения России к европейской культуре стал восемнадцатый век. В моду вошли европейский костюм, европейское образование, и даже российский ландшафт перестраивали на европейский манер. Часто это осуществлялось по офортам итальянца Джованни Пиранези – любимого художника Екатерины Второй. Его серия "Виды Рима" – жемчужина коллекции Калужского художественного музея. "Над этой серией Пиранези работал долгие годы. Он жил в окрестностях Рима и, говорят, бродил долгими днями по вилле Адриана и там же умер среди развалин своих любимых строений", – рассказывает сотрудник Калужского художественного музея Марина Зверева.

Любимым строением Людовика XIV был Версаль. Росписи свода дворца он распорядился запечатлеть на бумаге. Почти тридцать лет задумку короля воплощали европейские мастера, среди которых был немецкий гравер Иоганн Прейслер. Работы Прейслера и его современников открывали Европу русскому человеку, знакомили с европейскими городами и с их обыденной жизнью. Не всегда откровенным, иногда сильно приукрашенным – таким был русский взгляд сквозь окно в Европу, прорубленное еще Петром Первым.