19.09.2008 | 19:36

Импровизации по Достоевскому

Спектакль-импровизация по мотивам романа Достоевского "Идиот" стал прологом нового сезона в Новом драматическом театре столицы. Однако сценические фантазии режиссера Вячеслава Долгачева спровоцированы не только литературной классикой. В основе постановки – идеи Анджея Вайды. В неординарном проекте под названием "Настасья Филипповна" участвуют только два актера. Рассказывают "Новости культуры".

Что может быть загадочнее русской души? Только женская русская душа. Особенно если речь идет о героине романа "Идиот" Настасье Филипповне. Два персонажа – князь Мышкин и Парфен Рогожин – пытаются понять, какой на самом деле была эта женщина. Такова была идея известного польского режиссера Анджея Вайды, когда он ставил спектакль "Настасья Филипповна" в Старом театре Кракова. По мнению режиссера спектакля Вячеслава Долгачева, знаменитый поляк дал уникальный ключ к пониманию прозы Достоевского. Актеры сами создают пьесу на глазах зрителей. Более того, у них нет задачи создать пьесу. Она выстраивается невольно. Два актера пытаются реконструировать всю историю взаимоотношений Настасьи Филипповны, Рогожина и князя Мышкина в ночь после убийства.

"Свободное плавание внутри замкнутого пространства этой истории, мне кажется, дает особую энергетику, которая сродни энергетике театра", – говорит Долгачев.

Достоевского не нужно играть буквально, его нужно просто чувствовать. Это основа спектакля-импровизации. Актеры выходят на сцену, зная только начало и конец действа. Каждый из двух героев может в любой момент повернуть сюжет в любую сторону. Каждый спектакль должен стать единственным, созданным на глазах у зрителей, с неизвестной продолжительностью. Это может быть и час, и два, и три. Спектакль будет играться десять дней подряд, каждый вечер, чтобы можно было тщательно проверить возможность многочисленных ходов и поворотов. Конечно, для актеров это колоссальная эмоциональная и физическая нагрузка.

"Когда у артистов возникает это импровизационное самочувствие и они справляются с этой задачей, то, по их свидетельству, они не устают. У них очень большой приток энергии, и они могут играть это долго", – замечает режиссер.

"Настасья Филипповна" в Новом драматическом – это эксперимент, который, возможно, спустя какое-то время будет продолжен. С другой стороны, он может закончиться десятым спектаклем. Однако тот факт, что этот спектакль станет открытием нового театрального сезона, не вызывает споров ни у театралов, ни у критики.