19.09.2008 | 23:58

"Самоубийца" на новосибирской сцене

Новосибирский драматический театр "Старый дом" открывает 75-й сезон постановкой знаменитой комедии Николая Эрдмана "Самоубийца". Эта пьеса знаменита тем, что почти не имеет постановочной истории. Она была признана крамольной и быстро исчезла с советских подмостков. Маститые столичные режиссеры вернулись к "Самоубийце" после перестройки: Эрдмана ставили Валентин Плучек, Юрий Любимов, Роман Козак. О новосибирском "Самоубийце" в постановке Сергея Бобровского рассказывают "Новости культуры".

Свою самую знаменитую пьесу Николай Эрдман на сцене так и не увидел. "Самоубийцей" восторгались Станиславский, Горький, Луначарский, но в 1930 году он был запрещен. Пьеса вернулась театральной легендой лишь в середине 1980-х, чтобы триумфально пройтись по театрам Москвы, Лондона, Мюнхена, Нью-Йорка. Новосибирский театр "Старый Дом" впервые обращается к произведениям Эрдмана. "Мы строим другую страну. Опять, как в тот период, строим! По образцам, быть может, не совсем нашим. А русская душа опять забыта! И вот об этом хотелось бы напомнить зрителю", – говорит Сергей Боровский.

Он не изменил в пьесе ни одного слова, но и без этого режиссер увидел поразительное попадание во время: типажи и характеры в пьесе словно списаны с нашей действительности. Контрастность характеров подчеркивает и сценография художника Евгения Лемешонка: серый и невзрачный мир главного героя.

Наследник всех "маленьких людей" русской литературы, Семен Подсекальников в исполнении актера Владимира Казанцева предпочитает уютный мирок громким лозунгам и отстаивает простые человеческие ценности, универсальные во все времена. "Это больше Чарли Чаплин, чем Обломов. Маленький человек из той истории, которому ничего в жизни не достается просто так", – замечает Владимир Казанцев.

Сатира Эрдмана, рассказанная ярким и образным театральным языком, снова заставляет зрителей задуматься о ценности жизни, о душе, терзаемой страхом, о робком и призрачном счастье.