22.09.2008 | 12:00

XI Международный фестиваль современной музыки "Московский форум"

"Репетиция оркестра" – эта знаменитая феллиниевская тема определит содержание XI Международного фестиваля современной музыки "Московский форум". Он открывается сегодня в Рахманиновском зале столичной консерватории. Организаторы декларируют – их детище находится в музыкальном пространстве, свободном от массовой культуры и от музейного академизма, и ориентировано на представление новейших направлений серьезной музыки. Но в афише "Московского форума" немалое место отводится и сочинениям, которые более полувека ждали премьеры. "Новости культуры" с репетиции музыкальной поэмы Николая Обухова "Исступление".

"Репетиция оркестра". 20 минут музыки. Исступленной и страстной. Поэму Николая Обухова "Исступление" ни разу не слышали в России, несмотря на десятилетия ее существования на бумаге. Здесь же и сама бумага, привезенная из Парижа композитором Эльмером Шенбергером.

Эльмер Шенбергер композитор: "Исступление" – это часть "Книги жизни" Обухова. Это произведение было задумано как нечто, подобное скрябиновской "Мистерии". Она должна была длиться 24 часа. Само "Исступление" длится 20 минут – это квинтэссенция всего сочинения. Поэма для оркестра – это обманчиво. На самом деле Обухов сочинял это для фортепиано. Правда, как это сыграть – никто не знает. Слишком сложно.

Вместо привычных диезов и бемолей Николай Обухов ставит кресты. Нотация, понятная только для подготовленных. Поэтому Эльмеру – он один здесь такой – приходится зорко следить за точностью исполнения.

Николай Обухов знаком лишь знатокам. И то, как брат знаменитой солистки Большого театра Надежды Обуховой. Эмигрировал в Париж в 18-м, всю жизнь писал две тысячи партитурных листов своей "Книги жизни". Называл себя "Николаем экстатическим". И пытался с помощью этой музыки экстаза преобразовать людей.

Тема отношений внутри общества – независимо от того, музыкальное оно или нет – близка и организаторам фестиваля "Московский форум". В этом году он посвящен 15-летию ансамбля "Студия новой музыки" и называется "Репетиция оркестра". Явно отсылая к одноименному фильму Феллини. И заявляя о важных в любом коллективе отношениях – музыкантов и дирижера, индивидуального и общественного.

Владимир Тарнопольский, композитор, организатор фестиваля: "Это портрет нашего общества. Фильм начинается с того, что каждый музыкант говорит о себе, своем инструменте. Потом происходит полный хаос и храм, в котором репетиция происходит, рушится. Наконец, приходит дирижер, такой диктатор, и рубленым немецким языком, в конце концов, заставляет оркестр играть вместе".

"Студия новой музыки" – это ансамбль солистов. Здесь дирижер не заставляет, а только задает темп.

Но зато и каждый музыкант должен постоянно быть на пике формы. По-другому со сложной современной музыкой не справиться. Так что ситуация, о которой рассказано в фильме "Репетиция оркестра", скорее всего, – просто метафора. По крайней мере, для "Студии новой музыки".

Александр Вустин, композитор: "Ну, ней дай Бог, чтобы развернулись события, как в фильме. Я надеюсь, до этого дело не дойдет. Но надеюсь, что эмоциональное впечатление будет таким же сильным".

Но не доведет вас до состояния "Исступления". В любом случае, готовьтесь к многократным премьерам. "Репетиция оркестра" начинается.

Читайте также: Илья Овчинников об открытии Международного фестиваля "Московский форум"