22.09.2008 | 19:40

Спектакль "Трансфер" стал событием фестиваля "Новая драма"

История глазами очевидцев - так можно сказать о спектакле "Трансфер", который стал одним из событий фестиваля "Новая драма". Польский режиссер Ян Клят, возрождая "европейский политический театр", посвятил спектакль судьбам немецких и польских репатриантов города Вроцлава. Руководствуясь тем, что "документальные свидетельства всегда сильнее любого вымысла", он вывел на сцену не актеров, а тех самых участников трагических событий времен Второй мировой войны. Рассказывают "Новости культуры".

Этот спектакль о нашем восприятии истории и еще о том, существует ли объективная история вообще. Реальные люди рассказывают о своей жизни. Режиссер Ян Клата нашел людей, которые детьми пережили трагедию переселения – вместе с родителями они были высланы из родных мест, теряли близких, язык, корни. Десять человек – пять немцев, пять поляков. Самому старшему – 86. Рассказы пожилых людей действуют, как и должны действовать документальные свидетельства – сильнее любого вымысла.

Ян Клята, режиссер-постановщик спектакля (Польша): "Даже для профессиональных актеров выйти перед несколькими сотнями зрителей и высказать свои личные переживания нелегко, а участникам этого спектакля за 70, за 80! И они непрофессионалы! Мы ездим по всей Европе, их часто спрашивают, почему они на это согласились, их ответ очень краток: "Прежде, чем мы уйдем из этой жизни, необходимо чтобы люди услышали наши истории".

В спектакле заняты и профессиональные актеры – в сцене Ялтинской конференции. И, может, самая страшная фраза, которая бьет наотмашь такова: "Мы перемещаем два миллиона вот сюда, нет, здесь я пролил кофе, лучше чуть дальше, вот сюда". Спектакль – это рассказ от лица тех, чья жизнь изменилась из-за пролитого на карту кофе.

Ян Клята, режиссер-постановщик спектакля (Польша): "Спектакль – это возможность задуматься о том, что творится в дне сегодняшнем – это безумие не только прошлого, это безумие настоящего. Потому что достаточно взглянуть на то, что происходит всего в нескольких сотнях километров от Москвы, от Варшавы, от Берлина и понять, что такое может случиться всегда, всюду, и сейчас тоже".

"Трансфер" – спектакль-размышление о том, что объективной истории войн не существует, и что на всякую пропаганду есть своя правда маленького человека, маленькой жертвы большой резни. Вопрос – хотим ли мы ее знать?