23.09.2008 | 12:07

Клавдия Еланская. Актриса одаренности, равной Комиссаржевской

В известном советском кинофильме "Дом, в котором я живу" есть сцена, в которой молодая героиня, мечтающая о театре, приходит за советом к знаменитой актрисе. Ее роль исполнила Клавдия Еланская, о которой Немирович-Данченко говорил, что в театр нужно принимать только таких ярких, неординарных личностей. Сегодня исполняется 110 лет со дня рождения Клавдии Николаевны Еланской. Рассказывают "Новости культуры".

"А ты знаешь, что такое актриса? У нее несчастная любовь на сцене. Люди льют о ней слезы, а она приходит домой и садиться ужинать...", – говорит героиня Клавдии Еланской. В 1920-е годы вся Москва знала, кто она такая – звезда Московского Художественного театра. Конкуренцию ей могла составить только Алла Тарасова.

Однажды второкурсница медучилища Клавдия Еланская увидела объявление о приеме в Школу-студию МХАТ и решила стать актрисой. Ее первую роль – Софью в "Горе от ума" – раскритиковали в пух и прах. Еланская плаксива, спектакль неудачен. Постановке "Грозы", в которой актриса сыграла Катерину, вынесли тот же вердикт. А когда-то ей прочил великое будущее сам Немирович-Данченко.

"Немирович-Данченко, когда она поступала в Художественный театр, имел с ней разговор о том, что: "Вы актриса одаренности, равной Комиссаржевской, Ермоловой"", – рассказывает дочь Клавдии Еланской – Екатерина.

Екатерина Еланская – худрук театра "Сфера" – всю творческую жизнь оглядывается на маму. Младшую дочь актриса назвала в честь своего лучшего образа – Катюши Масловой в "Воскресении". В спектакле Еланская рассказала историю о том, как внутренне чистый и красивый человек падает в пропасть.

После "Воскресения" уже никто не сомневался, что Немирович-Данченко в прогнозах не ошибся. Еланская в образе Катюши навсегда останется в галерее лучших ролей, сыгранных во МХАТе. Казалось бы, после этого она могла получить любую роль, но это право еще надо было доказать.

"Роль Анны – это мечта для драматической актрисы, и я прошу театр помочь в осуществлении этой мечты" – так в 1938 году писала в письме руководству театра Клавдия Еланская. Тогда в роли Карениной блистала Алла Тарасова, а Еланская была с трудом введена в спектакль только через два года.

В витрине музея МХТ, посвященной спектаклю "Анна Каренина", Еланской нет. Она играла только на выезде или когда была больна Тарасова. Соперницы встретились в блистательных "Трех сестрах". Еланская играла Ольгу, Тарасова – Машу. В этом спектакле Клавдия Николаевна выходила на сцену на протяжении шестнадцати лет, а потом посвятила себя больному мужу, режиссеру Илье Судакову. "Отец был болен семнадцать лет. Он, правда, работал сначала. Потом уже не мог работать, и она все время была около него", – вспоминает Екатерина Еланская.

В 1950-е у Еланской было все меньше ролей. На сцене появлялись новые имена, открылись "Современник", Театр на Таганке, начали ставить Эфрос и Товстоногов. А Клавдия Еланская как будто осталась в 20-х – 30-х, когда она была лучшей актрисой Москвы.

Читайте также:
Клавдия Еланская. Волшебный голос театра