23.09.2008 | 14:19

Выставка Виктора Архипова в Бахрушинском музее

Визуальная составляющая спектакля – от крохотной пуговки до исполинских декораций – находится в ведении театрального художника. Виктор Архипов изучал тонкости этого искусства под руководством таких мастеров как Милица Пожарская, Михаил Курилко-Рюмин, Вадим Рындин. Он начал самостоятельную творческую работу в 1968 году со сказки "Черное озеро". Его работы можно увидеть в российских и зарубежных театрах, а теперь еще и на выставке в Театральном музее имени Бахрушина, которая посвящена сорокалетию деятельности художника. Рассказывают "Новости культуры".

В экспозиции можно увидеть все: от первого эскиза для областного театра до одной из последних работ к спектаклю "Игроки" режиссера Алексея Левинского. В прошлом году эта постановка была удостоена премии "Золотая маска". Творческий союз Архипова и Левинского сложился в 1991 году, когда режиссер и художник работали над спектаклем "Женитьба Бальзаминова" для малой сцены Театра Ермоловой. Они оба любят небольшие пространства, оба полностью растворяются в творчестве до такой степени, что трудно понять где начинается работа художника и заканчивается работа режиссера.

"Все зависит от разговора с режиссером. С ним садимся, начинаем бредить, и кто что придумает. Кто больше хулиганит, тот и молодец. Из придуманного остается двадцать процентов, но вот они как раз и делают интересным спектакль", – говорит Архипов. "Своеобразный художник, с очень большим чувством театра. То есть для него нет в театре мелочей, и он может все сам сделать. Он знает, как сделать все своими руками, начиная с предмета реквизита и кончая любой деталью костюма – как должен быть сшит воротничок. При этом есть подвижность, ему интересно пробовать новое", – рассказывает Алексей Левинский.

Новосибирск, Саратов, Барнаул, Москва, не считая работ за границей – широкая география его творчества подтверждает интерес художника к разнообразным театральным пространствам. "Это свобода художника, который может отказаться от своих привязанностей совершенно свободно. Вот посмотрите: две "Богемы", представленные в экспозиции, совершенно разные. Тот же самый материал, но разные театры, разные режиссеры, и поэтому совершенно иное решение", – поясняет куратор выставки Инна Мирзоян.

Одной из ключевых работ Виктор Архипов считает декорации к "Любовному напитку" на сцене Театра Станиславского и Немировича-Данченко. Художник даже придумал и заставил двигаться пятиколесную машину. "Я всегда рассказываю, какая там была замечательная машина на пяти колесах, придуманная Виктором, которая с одной стороны была декорацией и фантазийным объектом, а с другой стороны была очень конкретным элементом, который был необходим для действия", – рассказывает искусствовед Анаит Оганесян.

Работа театрального художника чаще всего ограничивается спектаклем. Зачастую сценограф в процессе работы делает всего лишь наброски. Но Виктор Архипов к каждому рисунку приступает как профессиональный художник, и его эскизы – это полноценные художественные произведения. "Вот уже, казалось бы, все придумали, надо начинать репетиции, и вдруг: что если еще что-то? А что если вообще все по-другому? А давай посмотрим с совсем другой стороны. Это отсутствие страха переделывать, выкинуть в корзину – вот это и дает свободу творчества", – считает Архипов.

Художник работает и с детскими спектаклями. На выставке можно увидеть эскизы для "Аленького цветочка" театра "Содружество актеров Таганки". В его работах – разнообразие стилей и жанров, свобода от штампов. Художник продумывает все до мелочей. Каждый предмет реквизита служит ему инструментом для создания целого театрального мира.