23.09.2008 | 15:24

Фестиваль современной музыки "Московский форум" открыт

Чем дальше заходит музыка в своем развитии, тем больше возникает противоречий. Именно вопросу неоднозначности посвящен Одиннадцатый международный фестиваль современной музыки "Московский форум", который открылся минувшим вечером несколькими премьерами в Рахманиновском зале столичной консерватории. Рассказывают "Новости культуры".

"Камерная симфония" Всеволода Задерацкого и "Исступление" Николая Обухова – на первый взгляд, два авангардных опуса абсолютно не совместимы. У композиторов совершенно разные судьбы, стили и мировоззрение. Объединить их может лишь смелость в экспериментальных поисках, а также тот факт, что они никогда не слышали, как исполняют эти произведения.

Запрет на исполнение и издание сочинений Всеволода Задерацкого действовал на протяжении всей жизни композитора. Его рукописи истребляли, автора не раз арестовывали, а он продолжал работать и писал музыку на телеграфных бланках. "Камерную симфонию для девяти музыкантов" Всеволод Задерацкий создал в Ярославле, куда он был выслан НКВД в 1934 году. Сочинение композитор написал для местных музыкантов. "Симфония Задерацкого – это очень социалитстический, наивный, одномерный, чуть-чуть пародийный задор. Фактически это концерт для рояля с духовым оркестром", – говорит Владимир Тарнопольский.

Яркий контраст плакатной симфонии Задерацкого представляет мистический опус Обухова "Исступление". ""Исступление" Обухова надо понимать в контексте дореволюционного символизма и скрябинизма. Этот человек всю жизнь разрабатывал мистическую концепцию бытия", – замечает Тарнопольский.

Сочинение "Театр" Александр Вустин закончил два года назад. Литературная основа музыкальной пьесы – стихотворение Дмитрия Щедровицкого. "Не просто пассивное слушание музыки, а участие всех присутствующих в одном событии", – поясняет композитор.

Долой музыкальные шаблоны и академические стереотипы! Только так можно постичь и расшифровать опусы, созданные несколькими поколениями музыкальных естесствоиспытателей и экспериментаторов, которые вошли в историю как авнгардисты.

Читайте также:
XI Международный фестиваль современной музыки "Московский форум"