23.09.2008 | 19:39

Александр Поманский. Первая персональная выставка

"Мои друзья – перо, чернила, карандаш" – так говорил о себе известный график Александр Поманский. Друг Маяковского, ученик Ильи Машкова, он активно участвовал в художественной жизни Москвы 20-х годов, иллюстрировал книги, писал портреты. Его работы приобретали крупнейшие музеи России, однако при жизни художника не состоялось ни одной персональной выставки. Теперь с творчеством Александра Поманского знакомит выставочный проект "Незабытые имена". Рассказывают "Новости культуры".

1920-е годы – время художественных экспериментов. Александр Поманский не остался в стороне от поисков нового пластического языка. Правда, работ того периода сохранилось немного. Н выставке представлена лишь одна супрематическая композиция.

Поманский выбрал золотую середину. Он не стал ни авангардистом, ни оцреалистом. Ему хорошо удавались портреты и жанровые сценки. В них ощущается пульс времени и стиль эпохи, строительство новой жизни и открытие технических возможностей. Эту атмосферу художник передает с помощью стремительной линии и ритма.

Поманский любил делать зарисовки с натуры. Его персонажами становились прохожие на улицах и бульварах. "Интерес к быту – это характерно для 1920-х годов. Быт тогда во многом воспринимался юмористически. Есть и лирическое отношение к быту", – рассказывает искусствовед Юрий Герчук.

В 1920-е годы художник сотрудничал с многими издательствами. На выставке представлены иллюстрации Поманского к художественной и научно-технической литературе. Однако книжная графика не стала главной в творчестве художника. Она, скорее, была средством к существованию. 1920-е – 1930-е годы были самым безмятежным периодом в творчестве художника.

"В 1938 году он был арестован и обвинен в шпионаже, но, странным образом, его быстро отпустили. Вторая неприятная история – уже в послевоенные годы, когда он писал заказную работу, посвященную пленным немцам", – говорит куратор выставки Сергей Сафонов. Тогда приемной комиссии показалось, что Поманский с симпатией отнесся к немцам. Тем не менее, художник продолжал писать так, как чувствовал.

Много времени ушло на то, чтобы собрать рисунки на выставку. Некоторые пришлось реставрировать. Один из рисунков реставраторы практически вернули из небытия. Настало время вспомнить о художнике Александре Поманском.

Читайте также:
Александр Поманский "Незабытые имена"