24.09.2008 | 11:24

"КИНО.DOC" к старту готов!

Российское документальное кино оказалось в парадоксальной ситуации. С одной стороны, работы наших документалистов регулярно завоевывают призы на престижных международных кинофестивалях, и их можно увидеть на экранах всего мира. С другой стороны, они практически не имеют проката на родине, и мало известны отечественной публике. Исправить это положение призван фестиваль "КИНО.DOC", который стартует завтра в столице. Впервые на широком экране можно будет увидеть лучшие ленты российских кинодокументалистов, созданные за последние десять лет. Рассказывают "Новости культуры".

Неигровое кино – это мощный и притягательный ресурс для игрового. Документалистика, снятая с позиции простого наблюдателя, заставляет забывать о сюжетах и бюджетах и режиссеров, и зрителей. Остается только жизнь в кадре.

В программе фестиваля "КИНО.DOC" у Сергея Дворцевого – четыре документальных фильма. Из неигрового кино он не так давно с триумфом перешел в игровое. Его фильм "Тюльпан" получил приз в программе "Особый взгляд" Каннского кинофестиваля. В этом фильме играют профессиональные актеры, однако в нем немало документалистики. Сценарий писался прямо по ходу съемок. "Это самоубийство для режиссера – менять сценарий по ходу съемки. Кроме как восторга, ничего не вызывает", – говорит Дворцевой. Объясняя выбор фактуры для съемки, он ссылается на притчу Рабиндраната Тагора о капле росы. "Я всегда стараюсь найти эту капельку, в которой есть отражение чего то другого", – поясняет режиссер.

В игровое кино Сергей Дворцевой ушел из этических соображений. Ему не давало покоя базовое противоречие документалистики. "Это же реальная кровь, реальная жизнь живых людей, которую невозможно изменить. И это главное противоречие, и все время балансируешь на этой грани", – замечает он.

Умение балансировать на грани жизни и искусства – вот главное отличие документалистов, чьи работы представлены на фестивале "КИНО.DOC". Среди них – Марина Разбежкина, которая придумала термин "горизонтальное кино". Это значит, что режиссер находится не выше своего героя, а рядом. Александр Гутман, Виталий Манский, Сергей Мирошниченко, Павел Костомаров и Александр Расторгуев, Сергей Лозница и Марат Магамбетов – все это очень разные мастера, но все они делают документальный артхаус.

Свой последний фильм Марат Магамбетов снимал в Ярославской области. Провинция – исконная вотчина документалистов. Именно там они находят нужные перекрестки. "Бывало, мы ездили по округе, и обязательно что-нибудь происходит", – рассказывает Магамбетов.

Если Дворцевой считает интуицию и ощущение живой энергии в кадре главными качествами документалиста, то Магамбетов полагается на терпение. Его последний фильм называется "Дороги". Разговоры с попутчиками приводят его к серьезным обобщениям. "Показывая современную фактуру, современных людей, создаем картину жизни – философскую и эстетитческую", – замечает режиссер.

Проект "КИНОТЕАТР.DOC" существует уже пять лет. Его история показывает главный вектор развития, общий стиль неигровых фильмов, которые его организаторы заботливо собирают, отмечают и издают. Негламурные и неформатные истории о жизни простых людей.

"КИНОТЕАТР.DOC" не раз обвиняли в любительстве. Фестиваль "КИНО.DOC" призван опровергнуть обвинение. Это фестиваль мастеров, и на нем показывают только признанные шедевры. А вектор у этих шедевров все тот же: показать жизнь, как она есть.

Читайте также: Алена Солнцева о фестивале документального кино "КИНО.DOC"