24.09.2008 | 13:20

"Москва. Психо". Древний миф на современный лад

Премьера в театре "Школа современной пьесы". Спектакль Андрея Жолдака "Москва. Психо" служит прямым указанием на то, что история любви и предательства актуальна во все времена и понятна в любой авторской интерпретации. Миф о Медее и Ясоне сохраняет смысл, даже если его сценическую версию делает режиссер с устойчивой репутацией эстетического экстремиста. Действие перенесено в современную Москву, а в названии и стилистике спектакля видны отсылки к знаменитому саспенсу Альфреда Хичкока. Рассказывают "Новости культуры".

Спектакль начинается с кульминации. Женщина, отдавшая в жертву любимому всю свою жизнь, брошена ради другой – более молодой, более красивой и более перспективной. Сюжет типичен для нашего времени.

Что происходит с мужчиной и женщиной и с их психикой, когда в жизнь вторгается сумасшедшее чувство? Жолдак начинал анализировать это в своих предыдущих работах: "Федра. Золотой колос" и "Кармен. Исход". Можно сказать, что "Москва. Психо" – это завершающая часть трилогии.

В отличие от предыдущих, у этой истории есть полноценный сюжет, со своими поворотами и коллизиями. Действо разворачивается одновременно и на сцене, и на экране в режиме online. Оригинальная драматургия, созданная на основе текстов Сенеки, Еврепида, Ануя и других интерпретаторов мифа о Медее, включает фрагменты текстов Виктора Ерофеева и цитаты из легендарного фильма Альфреда Хичкока "Психо".

"Для меня очень важно, я тоже воспитан, как Тарантино или Оливер Стоун. Мы воспитаны на ранних фильмах Хичкока. И когда мы смотрим эти фильмы, мы многому можем научиться, как создается напряжение из ничего", – говорит Жолдак.

Автор спектакля исследует механизм жертвы и механизм отмщения. Сюжет то отступает от классической истории, то вновь приближается к нему, а зритель в бешеном темпе скользит вслед за героями из глубин подсознания древнегреческой героини в реальность московской суеты. "Для меня очень важно присутствие фоном или не фоном самой Москвы. Москва как центра мира", – замечает Жолдак.

Спектакль чрезвычайно насыщен эмоциями. "Это все-таки Ясон и Медея. Поэтому у них не может быть ничего. Вот так вот, кухонные разборки. Это действительно великие вещи, великие переживания, великие страдания, но все-таки они здесь, в нашей Москве", – замечает исполнитель роли Ясона Иван Мамонов.

"Москва. Психо" – это проект, рассчитанный, прежде всего, на молодого зрителя, привыкшего мыслить клипово. Тому, кто не боится культурного шока, путь лежит в "Школу современной пьесы".