25.09.2008 | 11:21

"Саранча" налетела на Театр Пушкина

Московский Театр имени Пушкина открывает сезон премьерой спектакля "Саранча". Представить эту постановку режиссер Роман Козак собирался еще в конце прошлого сезона. Так что премьеру вполне можно назвать долгожданной. Кроме того, "Саранча" станет первым явлением "новой драмы" на основной сцене театра. Ранее современную драматургию играли исключительно в филиале. Спектакль поставлен по пьесе одного из самых популярных европейских драматургов Биляны Срблянович. О том, как приживается ее "Саранча" на московской театральной почве, рассказывают "Новости культуры".

Показ "Саранчи" для прессы начался с ворвавшегося в зал Николая Фоменко. О нем принято говорить: шоумэн, телеведущий. Не стоит забывать и про его карьеру автогонщика. Однако в Театре Пушкина он прежде всего актер. У режиссера Романа Козака Фоменко играл в нескольких постановках. В новом спектакле ему досталась роль знаменитого тележурналиста Макса, а также исполнение авторских ремарок.

Биляна Срблянович говорит, что на сцене актеры должны непрерывно есть. Саранча – это ведь всепожирающее насекомое, вредитель. "Мы говорим об эгоцентричности, которая сегодня переходит всякие границы. Люди думают о себе в превосходных падежах. Вот об этом мы разговариваем. Человек, который мнит о себе, он естественно боится смерти. Тут ничего такого нет. Это поверхность", – считает Фоменко.

По мнению, Биляны Срблянович, со стороны мы выглядим весьма неприглядно. В ее "Саранче" четыре поколения самых близких людей пожирают друг друга. Это семейная история о том, как дочь ненавидит мать, взрослый сын оставляет своего больного отца на автостраде, а маленькая девочка терроризирует своего дедушку. Кстати, в чем-то пьеса напоминает "Терроризм" Пресняковых, если только взять за основу домашний, семейный терроризм. "Это театр военных действий, где воюют поколения. Танки начинаются дома, в семье, и эта мысль рано или поздно всех настигает. В доме начинается война. Поскольку в пьесе это так истово сделано, меня этим она зацепила", – поясняет режиссер Роман Козак.

В этом спектакле режиссер занял совершенно равнозначных персонажей, создав невероятный актерский ансамбль, которому аккомпанирует ансамбль джазовый. "Так же, как в джазовой музыке не повторяется ни одна нотка, как правило, так и здесь актеры, скованные текстом, играют абсолютно по-разному", – замечает руководитель джазового трио Евгений Борец.

В современной, политически насыщенной драматургии Срблянович многие замечают беккетовский абсурд. Так, в "Саранче" одна из героинь спектакля предлагает "ожидать Годо". Однако в этой сербской истории больше от Эмира Кустурицы, в фильмах которого всегда есть сказочность, полет. В этой почти документальной истории семейных конфликтов воплощением мистического начала стала Надежда – героиня Виктории Исаковой. Она предсказывает судьбу и лихо, отплясывает под популярную песню Петра Налича. "Она не ангел. Это уже расставляют люди, которые приходят и считывают историю со стороны. Что-то такое говорил мне Козак, что она какая-то шибко хорошая", – говорит Виктория.

Нашествие саранчи – это настоящее стихийное бедствие, но Московскому театру имени Пушкина "Саранча" пришлась в самый раз. После нее грозит только одно нашествие – зрителей.

Читайте также:Марина Токарева о премьере спектакля "Саранча"