25.09.2008 | 12:07

Лидия Федосеева-Шукшина. "Это – актриса!"

Сегодня отмечает юбилей народная артистка России Лидия Федосеева-Шукшина. "Печки-лавочки", "Калина красная", "Двенадцать стульев", "Вам и не снилось" – для нее было бы достаточно ролей в этих лентах, чтобы стать настоящей народной любимицей. А ведь в фильмографии актрисы более шестидесяти киноработ, среди которых нет ни одной проходной. Лидия Николаевна крайне неохотно рассказывает о себе, зато это с удовольствием делают ее коллеги. Сообщают "Новости культуры".

Слава пришла к Лидии Николаевне поздно. Она человек не капризный, но обладающий редкой стойкостью и безусловным талантом. Режиссер Динара Асанова говорила: "Я постараюсь снять ее в каждой своей работе. Это – актриса!".

Ее актерская судьба началась во ВГИКе, на курсе Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Первую роль она сыграла в картине режиссера Граника "Максим Перепелица", но ни зрители, ни критика тогда не обратили на Федосееву внимания. Ее индивидуальность проявилась в конце 50-х, когда она сыграла студентку Таню в фильме "Сверстницы".

Можно по пальцам пересчитать тех актрис, которые заслужили завидное право самим выбирать сценарий, роль, фильм. Среди них – Лидия Николаевна. "Это тот самый случай, когда после всех разговоров, сценария, репетиций, когда включается мотор, когда начинает работать камера, появляется нечто третье. Это, по-моему, та импровизация, это называется талант", – замечает режиссер Петр Тодоровский.

В числе самых значительных ролей этой актрисы – героини в шукшинских шедеврах: "Странные люди", "Печки-лавочки", "Калина красная", а еще роль Груши в фильме "Позови меня в даль светлую". Казалось, что актриса на экране показала саму жизнь. У нее свой, абсолютно узнаваемый тип народной красоты. Чудо Федосеевой-Шукшиной в том, что она умеет играть светлую печаль.

На ее счету немало костюмных проектов, первым из которых стал фильм Ярополка Лапшина "Демидовы". Федосеева-Шукшина сыграла в нем небольшую роль Анны Иоанновны. "Она сразу располагающий к себе человек. Располагающий простотой человеческой в общении, доброжелательностью и, главное, чувством ответственности. Потому что она была очень точна, и ей самой хотелось эту небольшую роль все-таки сделать на достоверном уровне", – рассказывает Лапшин.

Трудно сказать, какие роли лучше удаются Федосеевой-Шукшиной. К каким бы эпохам ни принадлежали ее героини, актриса играла женские судьбы естественно и безыскусно. Однако после "Демидовых", "Петербургских тайн" и картины "Виват, гардемарины" Лидию Федосееву-Шукшину стали именовать не иначе как "царственная".

"Помимо того, что она профессионал самого высокого класса, она еще и очень талантливый человек. А это большая редкость быть не только в профессии, но еще и талантливым человеком", – убежден заслуженный артист России Владимир Стеклов.

Читайте также:
Юбилей Лидии Федосеевой-Шукшиной