26.09.2008 | 11:25

Международный конкурс "Молодой балет мира"

Сегодня в Сочи открывается второй Международный конкурс "Молодой балет мира". Идея состязания принадлежит Юрию Григоровичу, и, по традиции, мэтр сам возглавляет жюри. В этом году конкурс посвящен памяти Наталии Бессмертновой, поэтому в одном из туров участницам предстоит танцевать партию из репертуара прославленной балерины. За призы сочинского смотра будут бороться семьдесят юных артистов из России, Украины, Казахстана, Японии, Венесуэлы и других стран. Рассказывают "Новости культуры".

К балетному марафону Юрий Григорович готов. Сочи – это всего лишь легкая разминка – впереди Московский конкурс артистов балета и традиционный "Бенуа де ля Данс". "Вообще я за конкурсы. Мы так мало собираемся, балетные люди", – сетует Григорович.

Среди семидесяти заявок на участие в Сочинском конкурсе – четыре из Академии хореографии. Художественный совет утвердил программу своих конкурсанток. Их фамилии пока держат в секрете. Известно только, что все они ученицы выпускных курсов. "На конкурс не идут все подряд. Идут одаренные дети, которые учатся уже семь-восемь лет, имеют запас техники, прочности, музыкальности и выразительности", – замечает член жюри конкурса Марина Леонова.

В этом году конкурс посвящен памяти Наталии Бессмертновой. Жена, муза, ассистент Юрия Григоровича – на нее он ставил балеты, вдвоем они восстанавливали спектакли. Конкурс в Сочи – последнее, что они успели сделать вместе.

Конкурс откроется балетом "Жизель". С этой партии началась головокружительная карьера Наталии Бессмертновой в Большом театре. О ее утонченной и поэтичной "Жизели" писали московские газеты, а потом парижские "Le Monde" и "Figaro". Поэтому одним из условий сочинского конкурса стало исполнение партий легендарной балерины.

"Если будет подниматься балерина на ступень, которая существует в лице Бессмертновой, и сделает свою деталь чуть грустнее, чуть гениальнее, – это замечательно", – говорит член жюри конкурса Михаил Лавровский. Он учился в одном классе с Бессмертновой и танцевал с ней премьеру "Жизели". Марина Леонова восемнадцать лет делила с Натальей Игоревной гримерку в Большом. "Она приходила очень рано, трико, лицо долго готовила", – вспоминает Леонова.

Конкурс – это всегда регламент, традиционные три тура. Танцуют классику, народно-сценический танец, модерн. Есть шанс получить заветный грант и быть замеченным руководителями балетных трупп. "Это как смотрины. Балетом могут заинтересоваться", – поясняет Григорович.

Каждый конкурс преподносит сюрпризы, но члены жюри прогнозов не делают. "Сейчас мода, как на шляпки, так и на худых балерин, на удлиненные формы, на хороший рост – 168. 170 с лишним – это уже тяжело для партнеров", – отмечает Марина Леонова.

На прошлом конкурсе золото забрала турчанка. В этом году неожиданностей не меньше. Хрупкое равновесие российского и европейского балета могут пошатнуть танцовщики Китая и Японии, и определенно неясно, чего ожидать от горячих венесуэльцев.

Читайте также: Сергей Коробков о конкурсе "Молодой балет мира"