26.09.2008 | 12:17

Война и кинематограф Александра Алова

Сегодня исполняется 85 лет со дня рождения Александра Алова – создателя знаменитых фильмов "Легенда о Тиле", "Бег", "Тегеран-43". Эти и другие картины он снимал вместе со своим коллегой и другом Владимиром Наумовым. Они были уникальным примером соавторства двух талантливых режиссеров. Работу над фильмом "Берег" в 1983 году Владимиру Наумову пришлось заканчивать одному. Алов скончался прямо на съемочной площадке под Ригой, не дожив нескольких месяцев до 60-летия. Сегодня друзья и коллеги режиссера соберутся в кинотеатре "Художественный", чтобы отметить юбилей мастера. Рассказывают "Новости культуры".

Параджанов, Хуциев, Алов – в начале 50-х все они были однокурсниками Владимира Наумова, но жизнь свела его именно с Аловым. Эту смешную историю режиссер помнит в мельчайших подробностях. Тогда они всем курсом работали на картине своего учителя Игоря Савченко "Тарас Шевченко". У каждого ученика был свой ответственный объект работы. Наумов готовил к съемкам шпицрутены, Алов – иконы, Параджанов отвечал за горб. Внезапно налетевший на съемочную площадку ураган заставил однокашников бежать врассыпную. Параджанов укрылся в горбу и уснул. "И тогда, первый раз, были произнесены нашим учителем наши фамилии вместе. Он сказал: "Алов и Наумов тащите сюда горб"", – вспоминает Наумов.

Первый фильм "Тревожная молодость" они сняли вместе сразу после окончания ВГИКа. В 1961 году за антифашистскую ленту "Мир входящему" режиссеры были удостоены нескольких международных призов и шквальной критики у себя на родине. Министр культуры Фурцева, кроме обвинений авторов в пацифизме, была крайне недовольна и костюмами. Грязные, засаленные шинели – это не эстетично. "Он ей сказал: "Екатерина Александровна, это вы видели шинель с Мавзолея, а я в ней четыре года протопал. Я знаю, как она пахнет, и знаю ее на вкус"", – рассказывает Наумов.

Картина с трудом, но прошла. Однако уже в 1966 году легла на полку экранизация "Скверный анекдот" по одноименному произведению Достоевского. Сейчас ее называют "первенцем кинематографической казни 60-х". Вслед за ней на полку пошли "Андрей Рублев", "Июльский дождь" и "Шестое июля" созданные на студии Алова и Наумова. Взлеты и падения режиссеры переживали вместе. Смелость и принципиальность Алова вдохновляли творческий дуэт. "Сейчас не хватает этих его качеств нам всем. А мне лично не хватает вот такого друга. Я не знаю, каждый ли человек на свете имел такого близкого и верного друга", – признается Владимир Наумов.

Уникальная хроника 1976 года. Съемочная площадка фильма "Легенда о Тиле". В руках Алова – трость. Она стала неизменной спутницей известного режиссера. Контузия во время войны догнала его почти через тридцать лет. "И вот она постепенно кралась за ним, эта война. Одна сторона плохо действовала, уже появилась палочка, он еле ходил. Но никогда, ни одного раза в жизни он не ушел со съемки раньше времени, хотя плохо себя чувствовал", – подчеркивает Наумов. Биографию друга он определяет в двух словах: "война и кинематограф". Принцип его жизни тоже звучит очень коротко, но точно. "Искать в жизни, ловить в жизни особое, исключительное, нестандартное. Самое страшное, он считал, – это стандарт", – заверяет Наумов.