26.09.2008 | 13:10

"Фауст" в новой интерпретации Петера Штайна

Петер Штайн – интеллектуал, философ, блистательный мастер, наделенный редким чувством материала и виртуозно владеющий профессиональным инструментарием. В работе над пьесой он использует методы и приемы, которые органичны именно для этого материала. Маэстро Штайн всегда предлагает своим поклонникам сюрпризы. В спектакле "Фауст-фантазия", которым Театр Наций открыл новый сезон, Петер Штайн дебютировал в качестве актера. Рассказывают "Новости культуры".

Петер Штайн появляется не спеша, с улыбкой, под аплодисменты журналистов. Его спектакль – это настоящее украшение "от кутюр", которое могут себе позволить далеко не все театры. А тут еще и сам мастер обещает выйти на сцену, открывая для столичных театральных гурманов еще один из своих бесспорных талантов и одновременно начиная новый сезон Московского театра Наций. "Я вам могу сказать, что Петер потрясающе показывает. Петер настолько точен, но он не по-русски показывает", – замечает худрук Театра Наций Евгений Миронов. Кажется, он может бесконечно рассказывать об актерских дарованиях Петера Штайна, вспоминать, как режиссер репетировал с ним "Гамлета". Между делом Штайн проговаривается, что хочет поставить на Миронова "Ричарда Второго".

О себе Петер Штайн говорит, что он не актер, а декламатор. "Два раза я выступал на сцене студенческого театра в качестве актера. Это было давно, около пятидесяти лет назад, и уже тогда я понял: я не очень хороший актер. Почему? Потому что у меня было такое ощущение", – поясняет он. Режиссер полностью доверяет своим ощущениям и добавляет при этом: "Я лучший на свете чтец Гете".

Петер Штайн уже почти полвека занимается произведениями немецкого классика. Однажды он пять вечеров подряд читал со сцены вторую часть "Фауста", а в 2000 году осуществил грандиозный проект: поставил полную версию этого сочинения, которая длилась двадцать два часа. Теперь композитор, работавший на той постановке, предложил Штайну еще раз пофантазировать на тему первой части "Фауста". Теперь эту фантазию представляют в Москве. "Я читаю не как актер, а как режиссер, который читает для актеров, чтобы они потом сыграли этот текст. К тому же, я не могу назвать эту фантазию спектаклем. Это, прежде всего, концерт, в котором главная роль у пианиста", – рассказывает Петер Штайн.

Пианист Джованни Виталетти познакомился со Штайном на многочасовом представлении "Фауста". Новую "фантазию" миланец считает не менее уникальной. "Обычно когда работаешь над подобным проектом с актером, ты готов к тому, что слова будут отдельно, музыка отдельно. С Петером Штайном все по-другому. Здесь главное – это удивительное сочетание, соединение музыки и текста", – говорит Виталетти.

Со своим спекталем-концертом Петер Штайн был в Мадриде, Берлине, Варшаве, проехал по городам Италии и сейчас готовится к большому китайскому турне. В Москве немногие зрители теперь тоже смогут, ответить на вопрос: "Что может быть посильнее Фауста Гете?" – "Фауст" в очередной интерпретации Штайна.