26.09.2008 | 19:32

Владимир Федосеев отвечает на вопросы молодых дирижеров

Почему у одного дирижера оркестр играет, а у другого тот же коллектив "разваливается"? Прочему у одного дирижера исполнение захватывает, а у другого то же сочинение усыпляет? Ответы на эти "провокационные" вопросы можно было получить на мастер-классе. Три дня открытые уроки давал маэстро Федосеев и оркестр имени Чайковского. Рассказывают "Новости культуры".

"Дирижер – это профессия возрастная", – любит повторять Владимир Федосеев. На вопрос, когда же он понял, что стал дирижером, отвечает: "Я еще не понял. Уверенности никогда нет, ни в чем. Каждый раз импровизация, испытание – прав, не прав", – говорит маэстро.

Мастер-класс Федосеева – это своего рода испытание для молодых дирижеров – легко ли играть перед мэтром? Но в большей мере это настоящее счастье дирижировать великолепным оркестром и услышать рекомендации мэтра. "Такие мастера, как Федосеев, редко, по крайней мере, в России проводят такие мероприятия. На Западе охотнее – там другая атмосфера, финансовая ситуация", – замечает студент Нижегородской консерватории имени Глинки Андрей Литвиненко.

Дирижерский мастер-класс – это невероятно дорогое удовольствие. Пианисты или скрипачи занимаются один на один с профессором, дирижерам нужны хотя бы пианисты-концертмейстеры, а Федосеев предоставляет уникальную возможность учиться с настоящим оркестром. К тому же, в отличие от Европы, эти занятия бесплатные.

Владимир Федосеев ни разу не остановил Ксению Жарко. "Женщина-дирижер – редкость. Пусть посмотрят на редкость", – поясняет Федосеев. Ксения Жарко – молодой, но уже опытный дирижер, и все же она пока не рискует дирижировать Шестой симфонией Чайковского. Это слишком сложное произведение, и сыграть его уроке с оркестром имени Чайковского – тоже непростая задача. "Моя задача их заинтересовать, чтобы не было повторения чьей-то трактовки. Как будто это вновь написанное сочинение", – говорит Ксения.

Владимир Федосеев отметил одну общую проблему молодых специалистов: недостаточное владение дирижерскими жестами. "Был дирижер Натан Рахлин, он не любил репетировать, он все делал руками. Загадка. Не репетировал, а всех брал", – замечает маэстро. Конечно, дирижер – это профессия загадочная, может быть, даже мистическая, но учиться ей не помешает. Поэтому Владимир Федосеев готов повторить свой мастер-класс, а еще лучше сделать его циклическим.