26.09.2008 | 23:41

Музыкальное состязание великих басистов

Луи Армстронг однажды резонно заметил: "Если ты спрашиваешь, что такое джаз, ты никогда не узнаешь, что это, собственно, такое". С тех пор прошло много лет, однако по меткому замечанию другого джазового музыканта Маршалла Стернса, "джаз гораздо проще узнать, чем описать". В столичном Доме музыки состоялся концерт легендарных джазовых бас-гитаристов Стэнли Кларка, Маркуса Миллера и Виктора Вутена. Джаз, как вино, с годами все крепче и слаще. Рассказывают "Новости культуры".

Сегодня – концертный зал в России, вчера – в Финляндии, завтра – в Норвегии. Таков заданный ритм европейского турне бас-гитаристов Стэнли Кларка, Маркуса Миллера и Виктора Вутена. В мире джаза они давно перешли в категорию живых легенд. У каждого из них есть по несколько "Грэмми". Если сложить все награды, получится внушительная коллекция. Идея создать трио на один сезон и отправится в совместное турне по миру принадлежит Стэнли Кларку. "Я самый старый в нашем трио, но замечу: на каждом концерте и мне, и моим коллегам есть чему друг у друга поучиться. Да и за пределами сцены я им даю уроки игры на контрабасе", – говорит Кларк.

Маркус Миллер пока не решается играть на контрабасе на публике. Он репетирует дома, где играет для самых благодарных слушателей – собак. "Мне кажется, моим собакам нравится моя игра на контрабасе. И Вы знаете, они даже просят, чтобы я поиграл. Я вот тут подумал: раз опыт моего музицирования для собак удачный, может, мне уже пора с контрабасом и к людям, на сцену", – замечает Миллер.

Учитывая, что в арсенале этих музыкантов и фортепианная школа, и пение в церковном хоре, и игра на трубе, то возможно, к концу совместного турне солирующим инструментом в их трио станет контрабас. Но пока приоритет все-таки остается за бас-гитарой. "Мы используем все техники игры на бас-гитаре, накопленные поколениями. И один из любимых приемов – конечно же, слэп", – добавляет Маркус Миллер.

Несколько десятилетий назад бас-гитара относилась к числу аккомпанирующих инструментов. Стэнли Кларк из тех реформаторов, кто возвел басовую партию в ранг соло. В этом трио солирует каждый, превращая концерт в музыкальное сосятзание.