29.09.2008 | 12:39

Юрий Соловьев: "Дизайнер – это широко эрудированный дилетант"

Юрий Соловьев – легенда отечественного промышленного дизайна, создатель Института технической эстетики, основатель Союза дизайнеров СССР, автор разработок, получивших мировое признание. Он проектировал все: от медицинских инструментов до атомного ледохода. "Моя жизнь в дизайне" – так называется автобиография Юрия Соловьева. Эту книгу, которая только что увидела свет, и уникальные документы из своего личного архива автор передал в Российский государственный архив литературы и искусства. Рассказывают "Новости культуры".

Слово "дизайн" вошло в обиход лишь в 1990-е годы, ведь в советское время старались избегать всего иностранного. Тем не менее, промышленным дизайном в нашей стране начали заниматься уже после Великой Отечественной войны. Эстетика производства сразу увлекла выпускника Полиграфического института Юрия Соловьева. Молодому специалисту предложили оформить вагоны метро. Первый опыт оказался удачным, вагоны получились удобными, красивыми и практичными. Проект был поддержан на самом высоком уровне, и многие его участники получили Сталинские премии. С тех пор Юрию Соловьеву была всегда открыта зеленая улица для осуществления масштабных проектов в области промышленного дизайна. "Я доказал, что дизайнер является ведущей фигурой при проектировании предметного мира. И когда встал вопрос, Хрущев пригласил президента Эйзенхауэра приехать в Москву, в Советский Союз, и заказал спроектировать роскошную, самую быстроходную, самую комфортабельную яхту в мире", – вспоминает Соловьев.

Все, что придумывал Юрий Соловьев, было комфортабельным: троллейбусы с большими окнами, пароходы с туалетами или атомный ледоход с душем в каждой каюте. Он первым обратил внимание на эргономику – науку о психологических и физиологических возможностях человека в производственных условиях. "У меня есть шутливое определение дизайнера: дизайнер – это широко эрудированный дилетант. Он должен знать все самые главные новинки в области инженерии, в области эргономики", – поясняет Соловьев.

Международное признание пришло к Юрию Соловьеву еще в 1960-е годы, когда он стал президентом Международного Союза дизайнеров. До сих пор некоторые его разработки выглядят фантастически. Например, дом на воде или складной катер. "В Америке это произвело сенсацию. Складной катер цепляется за машину. Мало места занимает. Вот как он раскладывается, и в таком виде вы катаетесь по водохранилищу", – показывает мастер.

Книжный шкаф Юрий Соловьев спроектировал специально для Университетского общежития. Он занимает мало места и трансформируется в письменный стол и кровать. Видоизменяется и домашний диван, сделанный дизайнером еще в 1947 году. Почти вся мебель в его квартире многофункциональна. Юрий Соловьев считает, что все должно быть красиво и технологично. Некоторые проекты дизайнера так и остались на уровне идей. Недавно Юрий Соловьев передал в РГАЛИ различные документы, схемы, проектные разработки, не утратившие своей актуальности и в наше время. Среди них оказался аттестат с отметками об окончании Полиграфического института и диплом. "Была такая книжка Ильи Эренбурга "Падение Парижа". Это 1944 год, и вот Юрий Борисович оформил эту книжку в качестве дипломной работы", – рассказывает начальник центра комплектования РГАЛИ Лариса Бабаева.

В архиве оказался один из последних неосуществленных проектов Юрия Соловьева – "Дизайн-центр на Старом Арбате". "Они хотели, чтобы там возник дизайнерский центр, который бы играл и международную роль. У нас есть фото, как это в макетах представлялось Союзом дизайнеров", – продолжает Бабаева.

Эскизы и фотографии Юрия Соловьева представлены на выставке, которая открылась в зале РГАЛИ. По ним можно изучать историю промышленного дизайна в нашей стране.