26.02.2019 | 19:47

Самая большая коллекция исторических костюмов собрана в Эрмитаже

В Эрмитаже - одна из самых значительных коллекций исторических костюмов. Но ее большая часть до сих пор скрыта от глаз публики. Хранители надеются, что когда-нибудь в Эрмитаже появится центр костюма. Юлии Струковой показали часть коллекции, которая находится в открытых фондах.

При росте в 2 метра 4 сантиметра у Петра I был небольшой размер обуви - современный 41-й. Левый башмак от правого не отличался. И разнашивать их было неудобно.

«Подбиты эти башмаки деревянными гвоздями. Скорее всего, они исполнены после 1714 года, когда появился именной указ Петра Великого «О необходимости ношения обуви, подбитой деревянными гвоздиками, в местах, где полы исполнены из наборного паркета», - рассказывает Нина Тарасова, зав сектором прикладного искусства Отдела русской культуры Государственного Эрмитажа.

Рассмотреть такие раритеты вблизи удается нечасто. В открытый фонд Эрмитажа вход по предварительной заявке. За витринами – всегда постоянные влажность и температура. Внутрь может зайти только хранитель. Нам приходится снимать через стекло. Вот кафтан Петра, его камзол, штаны-кюлоты - роскошный французский костюм.

«В Париже модники были шокированы его видом – он предстал перед ними без манжет, без пышного парика. Это невозможно? - Возможно! Русскому царю было необходимо, быстро перемещаясь по городу, заходя в самые разные учреждения, поработать за токарным станком. А как это делать с манжетами?», - отмечает Нина Тарасова.

Детали одежды говорят о многом - о бытовых привычках, пристрастиях государей, их недугах. Кафтан Петра подбит «косматым бархатом». Император все время мерз: его одежду утепляли байкой, шерстью. 

Почти новый церемониальный халат Александра III – использовался единственный раз. Впрочем, как у многих Романовых.

«По традиции, которая существовала с XVIII века, новобрачный входил в спальню к невесте одетым в халат из серебряной парчи и серебряного глозета. И в мягких домашних туфлях из серебряного глозета, отороченных лебяжьим пухом», - добавляет Тарасова.

Мундирные платья Екатерины II. Зеленое с золотым галуном - по форме Семеновского полка. Голубое - по форме лейбгвардии Конного полка. Модница Мария Федоровна, супруга Александра III, шила наряды только у французских портных. 

«Сейчас мы посмотрим, каков был обхват талии императрицы Марии Федоровны в 1883 году. 60 см – модель! Конечно, это корсет. Но императрица Мария Федоровна отличалась прекрасным телосложением и имела тонкую талию даже после того, как родила 6 детей», - добавляет Нина Тарасова.

В витрине напротив – костюмы царской прислуги, карнавальный, военный мундир, церковное облачение. Всего 149 предметов. И это только три процента всей коллекции.

«Эрмитаж собирает и современный костюм. И вполне возможно, что в недалеком будущем мы откроем что-то типа Центра изучения костюма, покажем все наши новые поступления ХХ и начала ХХI века», - надеется зав сектором прикладного искусства Отдела русской культуры Государственного Эрмитажа Нина Тарасова.

Эти планы станут реальностью, когда в Старой Деревне построят еще одно здание реставрационно-хранительского центра Эрмитажа.

Новости культуры