01.10.2008 | 19:34

"Визит дамы" – психологическая кинодрама на театральной сцене

Первой премьерой в "Ленкоме" стал "Визит дамы". Новый спектакль по пьесе Фридриха Дюрренматта поставил известный болгарский режиссер Александр Морфов. В его версии все персонажи известной пьесы значительно помолодели. Вместо пожилой миллиардерши, вернувшейся в город своего детства, он представил успешную молодую женщину. Ее роль исполняет Мария Миронова. О премьере рассказывают "Новости культуры".

Искупление грехов прошлого и жизнь в кредит, власть денег и сила любви. "Визит старой дамы" Фридриха Дюрренматта – пьеса многослойная: социальная, интеллектуальная и очень жесткая. В "Ленкоме" Дюрренматта любят. В театре шли спектакли "Ромул великий" и "Плач палача". Наверное, в пьесах щвейцарского драматурга есть эстетическое совпадение с театральным методом Марка Захарова.

"Визит дамы" на сцене "Ленкома" Марк Анатольевич поставил не сам, а поручил болгарскому режиссеру Александру Морфову. "Он сделал свою версию, отнесся к Дюрренматту с уважением, но понимал, что тот писал в до телевидения и до кинематографической эпохи. Как я делал кинематографические версии – вот, например, в случае "Обыкновенного чуда", – так поступил и Александр Морфов", – рассказывает Захаров.

Тексты, прославленные экранизациями, особенно будоражат Морфова. Два года назад он не побоялся самого Милоша Формана, поставив на сцене Ленкома "Затмение" по роману Кена Кизи "Пролетая над гнездом кукушки". В этот раз он не побоялся известной киноверсии пьесы Дюреннматта. Морфов активно использует кинематографическую стилистику. Местами его спектакль даже похож на "Догвилль" Ларса фон Триера, а одна из основных музыкальных тем позаимствована из фильма Вонга Кар Вая. Как и у Михаила Козакова в одноименной кинокартине, у Морфова дама вовсе не старая. "Одно дело, когда это делает человек в старческом маразме, а другое дело, когда молодой. Это страшнее", – поясняет Морфов.

Мария Миронова и Александр Лазарев-младший дуэт исполнили главные роли. Это их третья совместная работа. "Нас однажды Марк Анатольевич очень смешно назвал – престарелая молодежь", – замечает Лазарев. Главной удачей премьерного спектакля уже можно назвать актерскую работу Марии Мироновой. "Мне не хотелось играть ее героиней. Это же сломленное сознание. Жизнь, надлом – она, на мой взгляд, антигероиня", – говорит Миронова. Трагизм ее актерской работы гармонично соседствует с характерностью.

Преодоление прошлого – эта болезненная тема послевоенного немецкоязычного сознания стала одной из ключевых для Дюренматта. Однако исторической и национальной специфике режиссер Александр Морфов предпочел общечеловеческое содержание. "Самое важное было создать человечный спектакл. Нравственность в безнравственном времени", – замечает Морфов.

Дюренматт писал, что эта комедия с трагическим концом должна быть смешной, предостерегал от убийственной серьезности и предлагал интерпретировать ее как народную драму и политическое кабаре. Он продолжатель брехтовской традиции, а вот Александр Морфов в эту игру не включается. Стиль его постановки – психологическая кинодрама на театральной сцене.

Читайте также:
"Ленкомовцы" готовы к сезону юбилеев!

Марк Захаров провел сбор труппы "Ленкома"