03.10.2008 | 12:51

"Спартак" на казанской сцене

В Татарском академическом государственном театре оперы и балета имени Мусы Джалиля – премьера балета "Спартак". Шедевр Арама Хачатуряна был создан в начале 1950-х годов и прославился благодаря постановке Юрия Григоровича в Большом театре. Хачатурян писал эту музыку в течение нескольких лет. Он ездил в Италию, изучал античность, сооружения, созданные руками рабов, казармы гладиаторов. На сцене казанского театра свою версию "Спартака" представил балетмейстер-постановщик Георгий Ковтун, который тоже искал вдохновение на родине гладиаторов. Рассказывают "Новости культуры".

Михаил Тимаев закрепляет теорию на практике. Солист недавно защитил дипломную работу по балету "Спартак". Он сравнивал Спартака Васильева с героем одноименного романа Раффаэлло Джованьоли. Теперь римский гладиатор стал первой партией, которую он исполняет в премьерном спектакле. До Тимаев исполнял главные роли лишь дважды – танцевал Франца в "Копеллии" и Зигфрида в "Лебедином озере". "У нас совсем другая постановка, поэтому что-то я взял у других исполнителей Спартака и добавил еще свое", – говорит солист.

Идею "Спартака" хореограф Георгий Ковтун вынашивал несколько лет. Балет мог появиться на казанской сцене еще три года назад. Петербургский постановщик перечитал книги, пересмотрел картины об истории Рима, несколько раз бывал в Италии. В его спектакле Красс и Спартак – братья, которых вскормила волчица. Яблоком раздора между ними стала девушка – Клавдия. Братья в нее влюбились и стали заклятыми врагами. "Мне неинтересно восстание рабов, как было в других спектаклях. У меня это другая история. Как одна страна может рождать настолько разных людей", – поясняет Ковтун.

Дирижер Владимир Рылов в 1986 году работал вместе с Якобсоном в Театре оперы и балета имени Кирова. Тогда в постановке "Спартака" хор не участвовал. У Ковтуна все массовые сцены проходят под аккомпанемент оперной труппы. В балете появились новые музыкальные номера, хор поет на латыни. Со сцены звучат изречения древних мыслителей – Сенеки, Горация, Вергилия. "Я им давал переводы, советовал", – замечает Владимир Рылов.

У Ковтуна гладиаторы бьются на настоящих мечах. В прошлом каскадер, он насытил спектакль трюками и сложными поддержками. Впервые на казанской сцене задействовано такое количество артистов. Даже декорации пришлось максимально отодвинуть назад. Премьерный спектакль будет идти в течение трех дней. Потом Казанский театр оперы и балета отправится на гастроли. На эту сцену "Спартак" вернется лишь в марте будущего года.