03.10.2008 | 13:30

Московский международный фестиваль визуальной антропологии

"Камера-посредник" – таков девиз Четвертого Московского международного фестиваля визуальной антропологии. Он открылся в Московском государственном университете имени Ломоносова. Ученые с видеокамерами исследуют жизнь людей по всей планете. Их фильмы – это не только ценный материал для этнографов и антропологов, но и захватывающее зрелище для непосвященных. Рассказывают "Новости культуры".

Добыча сланца на горных шахтах в Непале или скитания кочевников-туарегов, Гвинея, Танзания или Сибирь – для исследователя с видеокамерой главным всегда остается человек. Эти фильмы, безусловно, являются научными документами. "Если примитивно, находят бабулю за 80 лет или ближе к 90, входят в доверие", – рассказывает председатель жюри фестиваля Владимир Магидов.

Картины фиксируют уходящее: вымирающие этносы, потерянные обычаи. Как и сто лет назад, на заре кинематографа, есть только люди разных культур, камера-посредник и видеодокумент, который остается в истории. "Это какой-то человеческий контакт, прямой контакт. Это не скрытая камера, это не подсматривание. Это стремление убрать то стекло, через которое мы обычно общаемся с людьми", – замечает директор фестиваля Евгений Александров.

Документалистика в чистом виде, настоящий диалог культур, о котором твердят политики и социологи, успешно осуществляют визуальные антропологи. "Власти или политики, они думают о простых народах или простых людях сверху вниз. Этого не должно быть. Нет такого, что какая-то культура выше или ниже. Все культуры ровные", – считает документалист из Японии Кацуо Окада.

Меховая шкура, набедренная повязка или смокинг – визуальные антропологи знают: если пробиться через внешние различия и экзотику, можно понять, что нас всех волнуют одни и те же вопросы – например, продолжение рода или поиски себя в большом мире.