03.10.2008 | 19:38

"Бриколлаж" в Центре современного искусства

"Бриколлаж" – это техническое изобретение Бориса Михайлова, которое дало развитие новому виду фотографии. Простое совмещение образов, видов, времен с нескольких кадров дает возможность увидеть на снимке столкновение разных миров. Для персональной выставки в Центре современного искусства Михайлов обработал подобным методом фотографии 70-х годов. Какой визуальный ряд предстал перед зрителем? Рассказывают "Новости культуры".

"Я снимаю отдельно какой-то кадр и кладу его. Потом в другом месте снимаю другой кадр, а потом сижу около окна и накладываю один кадр на другой методом нечаянного подбора. И вот вдруг вижу – хороший кадр!" – поясняет художник.

Он поздно взял в руки фотоаппарат – в 28 лет, а до этого трудился инженером на заводе. Тогда же он встретил свою музу Витту. Теперь они творят вместе. Борис снимает, а Витта создает атмосферу. Свое изобретение – технику наложения диапозитивов – Борис Михайлов назвал "бриколлаж". "Я проявил пленки, и они лежали на кровати. Я взял вместе сразу две и посмотрел на просвет. Было видно: все какое-то неожиданное, нигде я не встречал ничего похожего", – рассказывает он.

Михайлов соединяет два пространства, которые иногда противоречат друг другу и вызывают множество ассоциаций. На его снимках сразу узнается время. В конце ХХ века, когда коммунальная жизнь сочетается с желанием вырваться за пределы социальных порядков, "бриколлаж" – это уже не просто техника, а вариант существования в многослойной культуре конца советской эпохи.