03.10.2008 | 23:32

"Бесценные дары на тележке". Шестьдесят лет в Госфильмофонде

Ровно шестьдесят лет назад Совет Министров СССР издал постановление о создании на базе Всесоюзного фильмохранилища Госфильмофонда СССР – нынешнего Госфильмофонда России. Он входит в число крупнейших кинохранилищ мира, а его юбилей отмечается как одно из главных событий кинематографического года. К юбилею в Госфильмофонде открыт новый корпус, а началом торжеств стала необычная акция с участием знаменитых российских кинематографистов. Рассказывают "Новости культуры".

"Бесценные дары на тележке" – так ласково называют режиссеры свои картины. Сегодня кинематографисты пришли лично препроводить свои творения в более комфортабельное место жительства. Главный оператор фильмов Тарковского Вадим Юсов пристально смотрит на пирамиду коробок – фильм "Солярис", а Вадим Абдрашитов готов к перевозке фильма "Парад Планет". За двадцать один год старое фильмохранилище заполнилось до отказа, а в этом году было построено новое. Именно там будут храниться фильмы, ставшие классикой отечественного кино.

Сотрудники Госфильмофонда сами удивились, когда узнали, что их синематека вошла в книгу рекордов Гиннеса. Ведь цифра в шестьдесят тысяч единиц хранения не предел. Туда поступает каждый фильм, снятый на государственной киностудии в России и около тысячи новых зарубежных лент ежегодно. Шестьдесят лет гигантской работы в кино.

В 1936 было построено первое фильмохранилище. Оттуда фильмы уезжали в эвакуацию, туда возвращались после Великой Отечественной войны вместе с первыми трофейными лентам. Именно там впервые началась их научная систематизация. "Благодаря музейщикам, галерейщикам, библиотекарям и сотрудникам Госфильмофонда, в частности, сохраняется то, что было сделано в разные годы, и я им очень благодарен. Просто невероятно", – говорит Эльдар Рязанов.

Первым посетителям обновленного кинофонда продемонстрировали уникальный аппарат – телесканер, который позволяет переводить кинопленку на цифровые носители и обратно без потери качества. Цифровая эра помогает сохранить стандарт качества пленки.

В литературном архиве описан каждый фильм. Туда за консультацией приезжают и студенты ВГИКа, и маститые кинематографисты. "Когда-то новая французская волна – Годар, Трюффо, Шаброль – они все говорили: "Мы дети синематеки". Во многом и мы дети синематеки, потому что здесь я впервые увидел лучшие картины Трюффо, здесь я увидел Бергмана, Антониони", – рассказывает Сергей Соловьев.

Некогда объект всесоюзного значения, Госфильмофонд сохранил киноколлекцию бывших республик. Балатбек Шамшиев из Киргизии перенес в новое хранилище свой фильм "Белый пароход", нашлось место и для фильма режиссера Георгия Шенгелая "Последний поезд на Цхинвал". Там понимают, как важно не растерять культурное наследие.