06.10.2008 | 13:06

Скрытые смыслы творчества Александра Тышлера

Художника Александра Тышлера называют одним из создателей советского "неофициального авангарда", однако дать точное определение его стилю затрудняются даже титулованные искусствоведы. В его работах сплелись романтический символизм и сюрреалистический гротеск. Недавно дочь одного из самых загадочных российских живописцев первой половины ХХ века передала личные документы отца в Архив Государственного литературного музея. Рассказывают "Новости культуры".

В своих дневниках Александр Тышлер избегает любых разъяснений творческих образов. Тем интереснее для исследователей становится любая информация из его документов. В том числе, в архиве теперь хранится и уникальная автобиография художника, написанная им в 1930-е годы. "Это уже состоявшийся художник, состоявшийся мастер, и он размышляет о том, как он пришел в свою профессию. Поэтому автобиографические документы такого вида, конечно, проливают свет на какие-то вещи", – поясняет руководитель центра комплектования РГАЛИ Лариса Бабаева.

Работы Тышлера есть во многих российских музеях, в том числе в Пушкинском. Для искусствоведа Анны Чудецкой разговор об одном из самых любимых художников всегда приятен. Тем более, что в хранилище находится больше ста его работ, включая деревянные скульптуры. "Он видит вот такой необычный ствол, в котором что-то спрятано. И вот этот мотив спрятанности, который, как мы видим, будет долго волновать его, – спрятанности смысла и спрятанности женской красоты", – замечает Анна Чудецкая.

Тышлер много работал как театральный художник. В альбоме с автобиографией можно увидеть зарисовки к спектаклям театра "Ромэн". Есть и довольно редкие фотографии из мастерской, письма и карандашные наброски. "Есть портрет Анны Андреевны Ахматовой. По воспоминаниям современников Анна Андреевна эту работу, этот свой портрет, отмечала и любила больше других", – добавляет Лариса Бабаева.

Необычные женские портреты кисти Тышлера – это всегда яркие, почти сновидческие образы. Свою жену он писал много раз. "Образ прекрасной дамы все время носит черты ее очень правильного, очень простого лица. И здесь еще появляется мотив вуали. Да, перед нами женщина. Да, она прекрасна, но половина лица у нее скрыто за вуалью. Потому что вот эта красота она появляется и исчезает", – говорит Анна Чудецкая.

Лицо Лилии Брик, которая была вернум другом художника, полностью скрыто под вуалью. Возможно, эта женщина так и осталась для него загадкой. Исследователям еще предстоит окунуться в скрытые смыслы творчества Тышлера. Возможно, в этом помогут сохранившиеся письма, которые художник писал самым близким. Теперь большая часть документов доступна посетителям Архива литературы и искусства.