08.10.2008 | 10:46

"Новые образы Америки"

Сегодня в Москве стартует фестиваль "Новые образы Америки". Этот небольшой киносмотр проводится всего в третий раз, но уже успел стать обязательным пунктом в календаре столичных кинолюбителей. Амфест – это панорама самых прогрессивных и необычных тенденций в независимом американском кино и одновременно набор оригинальных ретроспектив. Фестиваль продлится всего четыре дня, но его программа предельно насыщена. Десятки картин – от классических голливудских лент до фильмов, сделанных в новом жанре "мамблкор". Рассказывают "Новости культуры".

Оказывается американский кинематограф нуждается в поддержке не меньше чем российский. Речь, конечно, не идет о Голливуде – там по-прежнему все в полном порядке. Но, как неустанно повторяет киновед Кирилл Разлогов, Голливуд не имеет никакого отношения к американскому кино. Точнее, голливудское кино вовсе не американское, а транснациональное. В это время труженики кинематографической нивы в Штатах тоже снимают авторские, независимые ленты. Они во всем многообразии и будут показаны на Амфесте.

"У независимого кино все в центре внимания. Единственное, что не может себе позволить независимое кино, это крупнобюджетные постановки. Хотя оно может себе позволить дешевые версии популярных жанров, что иногда и делают режиссеры, но эти картины нас интересуют меньше. В первую очередь нас интересуют картины, которые рассказывают об американской действительности, об американской жизни, о проблеме людей в Соединенных Штатах Америки, которые, как это ни странно, похожи на проблемы людей на всех других территориях земного шара", – поясняет организатор фестиваля Кирилл Разлогов.

Главная приглашенная звезда фестиваля – Майкл Толкин. Американский сценарист, режиссер и писатель представит на киносмотре ретроспективу из четырех картин. Самая известная из них – "Игрок" режиссера Роберта Олтмена. В ее основу положен роман Майкла Толкина. "Вообще, я вырос на итальянском неореализме. До сих пор стремлюсь к такому кино. Я всегда был нацелен на кинематограф, изучающий общество, социальные проблемы. Поэтому мне кажется, что мое кино, в некотором смысле, историческое. Но надо сказать, что в США эта традиция не очень глубокая", – отмечает Толкин.

Фильм представляет едкую сатиру на голливудскую систему кинопроизводства. В ленте снимались настоящие голливудские звезды. В некотором смысле, "Игрок" как нельзя лучше иллюстрирует проблематику Амфеста. Ретроспектива Толкина представлена в программе "Классика Голливуда", в рамках которой можно также увидеть фильмы 1930-х – 1940-х годов. Американский критик Феликс Розенталь отобра картины сценаристов, чьи родители были выходцами из Восточной Европы. Не обошлось и без сюрпризов.

Самый свежий "образ Америки" представит программа "Мамблкор", что в переводе означает – "бормотуха". Это малобюджетные ленты, очень личные и авторские. В Штатах это направление сравнивают с французской новой волной. Если "Мамблкор" представляет игровые ленты, то в другой программе – "Экран.doc" – представлены неигровые, но не всегда малобюджетные картины. Имя режиссера Росса Макэлви вызывает неподдельное уважение и даже трепет у документалистов всего мира. "Мне кажется, одна из главных составляющих успеха в создании документального кино зависит от того, как ты можешь взаимодействовать с окружающим миром, слышать и видеть, что происходить вокруг тебя", – считает режиссер.

Самый знаменитый фильм Макэлви "Марш Шермана" получил гран-при на фестивале в Санденсе. Кроме того, он включен в национальный реестр кинокартин, с формулировкой: "исторически значимая лента". В картине 1986 года Макэлви с помощью камеры находит жену. Он идет на поиски своей возлюбленной маршрутом генерала Шермана. Покоряя юг, во времена Гражданской войны он сжигал практически все на своем пути. "Росс Макэлви считается основателем такого жанра американского кино – от первого лица. Он делает фильмы уже тридцать лет, и в каждом его фильме можно узнать что-то новое об Америке и что-то новое из его жизни. Это уникальная возможность пройти целую жизнь с этим человеком", – замечает куратор документальной программы Робин Хессман.

В афише заявлено пять документальных фильмов так называемых независимых режиссеров. Их работы уже были представлены на фестивале в Санденсе. Однако для российской публики даже корифей жанра Росс Макэлви остается таинственной фигурой, а имена других документалистов и вовсе станут настоящим открытием. Можно с уверенностью сказать, что их фильмы в России можно будет увидеть только на Амфесте. У независимых игровых картин еще есть шанс быть закупленными для российского проката, а вот что касается документальных лент, то для них эти шансы равны нулю.

Читайте также: Евгений Гусятинский о кинофестивале "Новые образы Америки"