01.06.2012 | 11:14

Артисты Большого театра покорили вашингтонскую публику

Балет Большого театра привел в восторг своим представлением вашингтонскую публику и требовательных зарубежных критиков. После двухлетнего перерыва прославленный российский коллектив вернулся на этой неделе на сцену Центра исполнительских искусств имени Джона Кеннеди столицы США. На этот раз балет Большого показывает в Кеннеди-центре спектакль "Коппелия" по мотивам новелл Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Его постановку в 2009 году осуществил Сергей Вихарев.

"Коппелия" - это один из самых популярных балетов мирового классического наследия. Коппелией звалась красавица-кукла с эмалевыми глазами, героиня печальной новеллы Гофмана "Песочный человек". Этой неживой барышней, согласно литературному первоисточнику, всерьез увлекается юноша по имени Франц, чья любовь заканчивается трагически. В балете же, напротив, финал выглядит на редкость оптимистичным: либретто завершается свадьбой юноши, но с настоящей и энергичной девушкой Сванильдой, сумевшей противостоять создателю куклы Коппелии, чуть было не ставшей роковой разлучницей.

По жанру балет "Коппелия" - это комедия, к тому же сдобренная прекрасной музыкой французского композитора Лео Делиба. Премьера состоялась в 1870 году в Парижской опере. Ее создателем стал Артюр Сен- Леон, объединявший в себе хореографа, танцовщика-виртуоза, а также композитора и скрипача. Еще до конца Х1Х века "Коппелия" обошла ведущие сцены мира, в числе которых оказались Брюссель, Москва, Лондон, Нью-Йорк, Милан, Копенгаген и Мюнхен. Дважды она была поставлена в Петербурге великим Мариусом Петипа - в 1884 и в 1894 годах.

Новая версия балета была возрождена именно на подмостках Большого театра. Она восстановлена по записям, хранящимся в Театральной коллекции Гарвардского университета. Авторами "реконструкции" выступили исследователь балета Павел Гершензон и знаменитый премьер Мариинского театра, хореограф-реставратор Вихарев.

"Выдающееся достижение, полное цвета, жизни и ощущения чего-то свежесозданного" - так отозвалась в своей рецензии на премьеру спектакля в исполнении Большого в Кеннеди-центре газета "Вашингтон пост". Помимо прочего, издание высоко оценило выступление примы Нины Капцовой (Сванильда), отметив ее "природный шарм, тонкое ощущение музыки и бодрость духа", а также первого солиста - "обворожительного" - Артема Овчаренко (Франц). "Широкая зрительская публика может лишь радоваться счастливому классицизму "Коппелии", - отметила со своей стороны газета "Нью-Йорк таймс". По ее наблюдению, слияние "музыки, танца и сюжетной линии демонстрирует сладость и живость Большого". "Этот энергичный балет хорошо подходит танцорам Большого, а детали хореографии очаровывают", - подчеркнула "Нью-Йорк таймс".

Нынешнее выступление балета Большого театра в Вашингтоне проходит в рамках грандиозного турне по Канаде и США. Эти гастроли продлятся почти целый месяц, в них примут участие около 150 артистов ГАБТа. "Нам предстоит поистине исторический тур", - сказала ранее по этому поводу пресс-атташе Большого театра Катерина Новикова. Она отметила, что, если в Соединенные Штаты балетная труппа Большого наведывается регулярно, то в Канаде, с которой началось турне, ее не видели с 1979 года.

В столицу США балет Большого прибыл после блистательных выступлений в Торонто и Оттаве. Российские танцоры покорили канадскую публику "Лебединым озером" Чайковского и "Дон Кихотом" Минкуса. Первый спектакль, свою "визитную карточку", Большой показал в Торонто, а второй - в Оттаве.

Завершится североамериканский тур Большого балета 10 июня в Лос- Анджелесе, где дадут пять представлений "Лебединого озера".