08.10.2008 | 12:38

Раритеты обретают новую жизнь

Уникальные реставрационные работы завершены в Москве. Специалистам удалось восстановить знаменитую икону XI века "Апостолы Петр и Павел", а также композицию Виктора Васнецова "Евхаристия". Презентация шедевров состоится сегодня в Государственном научно-исследовательском институте реставрации. О раритетах, которые обрели новую жизнь, рассказывают "Новости культуры".

Работа над иконой "Апостолы Петр и Павел" стала для Юрия Рузавина делом жизни. Двадцать лет подряд он ездил в Новгород и наблюдал за ее состоянием. Когда Рузавин увидел, что икона находится в аварийном состоянии, забил в колокола, и вот последние пять лет он в одиночку кропотливо восстанавливал реликвию. "Каждый миллиметр уникален, поэтому весь процесс выполнения – и раскрытие, и укрепление красочного слоя – проводился только под микроскопом. Весь процесс контролировался под 25-кратным увеличением. И так, этап за этапом, пройти надо было всю поверхность", – рассказывает сотрудник НИИ реставрации.

Икона пережила многое: Иван Грозный увозил ее из Новгорода в Москву, потом возвращал обратно. В годы Великой Отечественной войны она была переправлена в Германию, и только в 1946 году вернулась на родину. Оклад иконы восстанавливали отдельно. "Серебро обладает таким свойством: с течением времени становится хрупким, легко ломается. И если первоначальный оклад был сделан большим фрагментом – верхнее поле было целое, – то к моменту реставрации в нем было более шестисот фрагментов", – поясняет сотрудник Государственного НИИ реставрации Марина Шемаханская.

Серебро быстро темнеет, и искусствоведы привыкли видеть древнее серебро тусклым. При реставрации этого оклада пошли другим путем: решили очистить металл, чтобы он смотрелся, как драгоценный убор иконы.

Эскизы мозаик для Александро-Невского собора в Варшаве были сделаны Виктором Васнецовым в 1911 году. Они долгое время хранились в Историческом музее, но них никто не знал. Эскизы были обнаружены случайно. Главной задачей реставраторов было восстановить основу полотен и сохранить первоначальные угольные наброски художника. "Здесь видны изменения, которые художник вносил в композицию. Вот видны измененные абрисы, видны измененные формы голов, рук, складки. Посмотрите на центральную композицию – первоначально замысел был иной", – заверяет сотрудник Государственного НИИ реставрации Мария Чуракова.

Эта работа открывает новые горизонты для исследователей творчества Виктора Васнецова. В скором времени его творение будет передано в Исторический музей, а икона "Апостолы Петр и Павел" вернется в Новгородский музей-заповедник.