08.10.2008 | 19:32

Драматургия Цветаевой на сцене "Школы драматического искусства"

В театре "Школа драматического искусства" – премьера. Спектакль "Каменный ангел" по пьесе Марины Цветаевой решили сыграть в день рождения русской поэтессы. У цветаевской драматургии небогатая сценическая история. В Театре на Таганке Роман Виктюк ставил ее "Федру", Иван Поповски в "Мастерской Петра Фоменко" показал свою трактовку "Приключения", а теперь и "Каменный ангел" воплощен на сцене. О том, как адаптировал поэзию Цветаевой режиссер Игорь Яцко, рассказывают "Новости культуры".

Игорь Яцко – преданный ученик режиссера Анатолия Васильева. В его режиссерской карьере многое определяется преданностью школе Васильева и его театру. "Символом театра давно является трубящий ангел. Он изображен на нашей эмблеме, и он должен был венчать зал Глобус. Но как-то не хватало денег, и я подумал: пусть эта скульптура участвует как персонаж действия", – говорит режиссер.

"Каменный ангел" Марины Цветаевой в постановке Игоря Яцко – рифма к "Каменному гостю" Александра Пушкина в постановке Анатолия Васильева. "В самих текстах есть перекличка. Там есть статуя командора, здесь – ангела; там есть Дон Гуан, а здесь – другой Эрот, Амур; и там, и там конфликт античной красоты и христианского духа", – замечает Яцко.

Уже второй спектакль режиссер ставит в зале "Глобус". Его вертикальная структура как нельзя лучше отражает средневековую модель мира. На верхнем уровне – ангел и колокола, на нижнем – грот Венеры, а между ними находятся смертные. За музыкальные образы всех трех уровней отвечает Петр Айду. "Скажем, этот колокол по высоте тона звучит, как Царь-колокол, а весит всегопятьдесят килограмм", – поясняет он.

Из-под купола, где размещена система пластинчатых колоколов, Петр Айду спускается на землю, чтобы играть европейскую музыку XVI века на лютне и клавесине. В "Каменном ангеле" Яцко, как и в "Каменном госте" Васильева, драматический спектакль совмещен с концертом, а вот принятый в театре Васильева способ декламации, кажется, нарушен. "Такого чеканного и рванного произношения, как в "Иллиаде", здесь нет. Оно же уже стихами Цветаевой так разбито, она так написала", – рассказывает актриса Ольга Бондарева.

Концентрированный поэтический слог Цветаевой требует условной театральной формы. В создании этой условности Игорю Яцко помогает и архитектура зала, и старинная музыка, и работы постоянных соавторов Васильева – художников Игоря Попова и Вадима Андреева. Зрелище, в итоге, получается праздничное и, безусловно, эстетское. Со вкусом к старине и поэзии.