09.10.2008 | 11:54

Экзотическая музыка Владимира Горлинского

Аспирант московской консерватории Владимир Горлинский освоил игру почти на всех известных музыкальных инструментах, но этого ему показалось недостаточно. В поисках нового звучания он стал создавать свои собственные инструменты. Недавно на фестивале "Московский форум" Горлинский дебютировал в качестве дирижера. Он управлял ансамблем "Студия новой музыки". Об исполнителе, композиторе и дирижере, которому тесно в рамках привычных музыкальных гармоний, рассказывают "Новости культуры".

С экзотическим инструментом в руке и экзотическими музыкальными мыслями в голове. Правда, свои мысли Владимир Горлинский скрывает до момента их обнародования, а инструменты, как правило, прячет в кофры во избежание нездорового и здорового интереса, который проявляют многие.

Скрипичный мастер Михаил знает толк в струнах, а теперь и в ведрах. Он считает, что инструмент Горлинского звучит божественно. "Я очень увлекаюсь собирательством инструментов. Играю я, конечно, плохо. Но важно, чтобы музыкант умел играть на инструментах хотя бы самые примитивные вещи", – считает Горлинский. Особенно он любит экзотику. Некоторые инструменты находит на строительном рынке. Например, ластра – это металлическая доска. Горлинский говорит: "Можно получать разные звуки", – поясняет Владимир.

Получаются звуки разные, но неизменно приятные, как и те, что можно извлечь из гофрированного шланга. В него можно дуть. "Но можно шланг и покрутить", – замечает музыкант. А еще в него можно вставить мундштук от кларнета и значительно усилить звуковой эффект.

Владимир Горлинский, экспериментируя, пытается добиться порогового звука – то есть достичь порога восприятия, а еще чтобы эти звуки были похожи на электронные, но сыграны в живую. Такое желание появилось, когда он еще мирно перебирал струны обычной гитары. Придя в Московскую консерваторию, в класс к Владимиру Тарнопольскому, Горлинский стал участником объединения "Пластика звука". Несколько молодых композиторов, изучающих природу и возможности звука, объединились, чтобы поддерживать и обогащать друг друга духовно, а заодно работать над большими проектами – например, над постановкой "Боксирующий Пушкин".

Премьера "Боксирующего Пушкина" состоялась год назад в Голландии. Сцена превращается в настоящий боксерский ринг, и Пушкина время от времени избивают другие персонажи. Это сочинение о незавидной судьбе поэта. Российская премьера оперы пока так и не состоялась. "Музыка становится индивидуальным, очень дорогим проектом, когда из-за десяти – двадцати минут музыки привлекаются значительные ресурсы, и исполнение музыки становится единичным", – поясняет Владимир Горлинский. Однако это его не пугает. Играющий по одной ноте на всех инструментах, он дебютировал и в качестве дирижера. "И потом ощущение музыки в руке – жест рождает музыку. Это полезно и для собственного творчества. Какое-то понятие о механизмах музыки", – говорит он.

Дирижируя чужими произведениями, Горлинский лучше понимает свои сочинения. Изучив многое из классики, он решил дистанцироваться от нее. "Я считаю, что в тот момент, когда музыка закончена, тем или иным образом поставлена точка. В этот момент музыка перестает быть авторской", – добавляет композитор. Поэтому Владимир Горлинский все свои сочинения выкладывает в Интернете, чтобы его музыкальные экзотические мысли узнали и другие.