09.10.2008 | 19:36

"Пермские боги" из дерева

"Пермские боги", спасенные и сохраненные Николаем Серебренниковым. Видный ученый, искусствовед, он всю жизнь искал и изучал деревянную скульптуру. Организовав в начале прошлого века несколько экспедиций на север Пермской области, Серебренников собрал уникальную коллекцию шедевров древнерусского искусства и в 1928 году опубликовал монографию. Спустя восемьдесят лет в Пермской художественной галерее, где хранится это всемирно известное собрание, прошла презентация нового издания труда ученого. Рассказывают "Новости культуры".

Коллекция деревянной скульптуры – это гордость Пермской художественной галереи. 370 памятников хранится в ее фондах. "В присутствии этой скульптуры венчались мои родители в январе 1923 года и, как мне рассказывали, прикладывались к ней. Когда я на нее смотрю, думаю, что на же видела моих родителей молодыми. А у них родился только в 1944-м", – рассказывает доктор исторических наук, профессор Пермского университета Георгий Чагин.

Параскеву Пятницу первооткрыватель деревянной скульптуры Николай Серебренников привез из села Ныроб Чердынского уезда в начале прошлого века. Кстати, именно ему принадлежит словосочетание "пермские боги". Сегодняшние искусствоведы называют подвижническую деятельность Серебренникова не иначе как подвигом. "Вы представьте себе, 1928 год. Создается общество воинствующих безбожников. До этого, в 1924 году, закрываются мечети. Он понимает, что буквально завтра будет уничтожаться все хранимое в храмах", – поясняет директор Пермской художественной галереи Надежда Беляева.

Он успел создать коллекцию и доказать, что деревянные боги – это не только предметы культа, но в первую очередь произведения искусства. Монография Серебренникова "Пермская деревянная скульптура" была первым исследованием, и осталась для потомков эталоном. Сейчас она уже стала библиографической редкостью. В Перми сохранилось всего два экземпляра. "Мне она досталась на одну ночь из фондов галереи. И когда я ее прочитала, стало ясно, что она должна быть доступна как можно большему числу людей", – утверждает искусствовед Надежда Агишева.

Переиздание уникальной книги состоялось спустя восемьдесят лет после первого выхода в свет. Сохранены все особенности стиля и оформления оригинала. В фолиант также вошли воспоминания современников о Николае Серебренникове, уникальные фотографии из семейного архива, а также статьи других искусствоведов о пермской деревянной скульптуре, в том числе работы Игоря Грабаря, Анатолия Луначарского, и современные исследования. В дальнейших планах – издание полного каталога коллекции Пермской деревянной скульптуры.