10.10.2008 | 12:34

Георгий Франгулян работает над памятником Бродскому

Работы скульптора Георгия Франгуляна можно увидеть по всему миру. Его "Пушкин" установлен в Брюсселе, "Петр Первый" – в Антверпене, а "Ладья Данте" причалила у итальянского острова Сан-Микеле близ Венеции. Для Москвы он создал памятник Араму Хачатуряну и сразу два изваяния Булата Окуджавы. Новый проект скульптора посвящен Иосифу Бродскому. История этого замысла и его воплощения – в репортаже "Новостей культуры".

Дорогу на завод "Артлит" Франгулян найдет с закрытыми глазами. Там отливали "Ладью Данте", памятник Хачатуряну. Сейчас в работе находится одна из частей скульптуры Бродского. "Я в основном сам отливаю все памятники", – замечает Франгулян.

На заводе мастер бывает редко и сразу включается в рабочий процесс. "Когда надо проработать воск, когда начинается сборка, свариваются основные куски", – рассказывает он. Литейный цех для него как мастерская. Среди сотен чужих работ он моментально находит свои.

На заводе находится только часть будущего памятника. Основную фигуру Бродского Франгулян отливает в cвоей мастерской, а здесь в работе многофигурная композиция – так называемый фон. Первая часть собрана, а вторая пока разбросана по всему цеху. "Это все из бронзы, это все литая бронза", – поясняет скульптор.

Идея могла зависнуть в воздухе, если бы не авантюризм Франгуляна. Четыре года назад он сделал эскизы памятника Бродскому для конкурса в Санкт-Петербурге. Не дождавшись результатов, Франгулян отлил в бронзе фигуру поэта. "Я сделал ее сам, на свой страх и риск, и была выставлена фигура в музее, на моей персональной выставке", – говорит мастер.

Проект, отвергнутый Петербургом, приняла Москва. Франгулян получил официальный заказ. Место для памятника Бродскому нашли возле Новинского бульвара. "Машины будут идти, и вы даже из машины будете воспринимать в пространстве это движение постоянное", – заверяет Фларгулян.

На макете можно увидеть всю скульптурную композицию. Два уровня символизируют жизнь поэта в Советском Союзе и в эмиграции. Площадка из гранитных плит – как в Венеции, где на острове Сан-Микеле похоронен Бродский. "Почему плоская фигура – потому как это не плоть. Бродский говорил: "Я вернусь в эти камни, но не в плоти". Это не плоть, а пристанище духа"", – говорит Франгулян.

Во дворе мастерской сразу две бронзовые фигуры поэта. Разница только в размерах. В этом дворе Репин писал "Запорожцев". Три года Серов брал у него уроки рисования. Франгулян работает там с 1976 года, там его идеи обретают воплощение и уходят в жизнь.