10.10.2008 | 23:39

Заключительный аккорд фестиваля "Территория"

Всю первую декаду октября в Москве искали и открывали новые территории современного искусства. Сегодня Третий международный фестиваль "Территория" завершился. Заключительный аккорд исполнили два идеолога смотра – режиссер Кирилл Серебренников и дирижер Теодор Курентзис. В музыкальной основе спектакля-путешествия, который они показали, – опера Алексея Сюмака "Станция" и симфонический перформанс "Богини из машины" Андреаса Мустукиса и Димитриса Яламаса, написанные для фестиваля. Рассказывают "Новости культуры".

Идейные вдохновители и организаторы "Территории" еще в самом начале фестиваля обещали что зрителям на фестивале будет неудобно, некомфортно, неуютно. Если на протяжении всего смотра с этим можно было поспорить, то закрытие расставило все качественные "неудобства" на свои места. Получился своего рода апофеоз нестандартности.

Все знают, что театр начинается с вешалки. Однако на этом перформансе не надо было снимать верхнюю одежду. Более того, публике предлагали пледы, чтобы закутаться. Однако вряд ли было холодно, ведь зрители на протяжении всего перформанса следовали за актерами от одной сценической площадки на другую, меняя привычные территории.

Территория зрительного зала или сцены отсутствует. Все напоминает таинственные катакомбы с византийскими арками. Комфортнее всего чувствует себя оркестр. Музыканты все два действия остаются на своих законных местах. Главный мистик – дирижер Курентзис, который взмахом руки приводит в движение не только оркестр, но и целый вертолетный десант.

Тишина после этой звуковой бомбардировки воспринимается, как внезапная глухота. Далее следует пронзительная сцена: спящий ребенок, а за ним на экране череда фотографий с театра военных действий. Сценическая кантата "Богини из машины" которую Андреас Мустукис написал для "Территории", вступает в своеобразный диалог со знаменитой музыкальной пьесой Карлхайнца Штокхаузена. Еще в 1993 году великий авангардист сочинил пьесу для струнного квартета и вертолетов.

"Авангард – это неповторимо", – утверждает Мустукис. Как признается композитор, эту музыку он сочинял в 45-градусную жару. К тому же, на премьере Мустукис импровизирует на неведомом инструменте, который изобрел изобретении Герман Виноградов.

Симфонический перформанс, несмотря на то, что никто и не знает точного определения этого жанра, – это ансамблевое действо. Музыканты, актеры и даже осветители не могут обойтись друг без друга. Драматические актеры – главные действующие лица.

Соединив два авангардных сочинения в единый перформас, Серебренников и Курентиз пришли к весьма неожиданному для актуального искусства финалу. "Оба произведения заканчиваются хорошо. В итоге – молитва", – отмечает автор либретто Димитрис Яламас.

Территория современного искусства всегда не изведана и опасна, но публика вполне осознанно идет на риск. Кто-то в ожидании новых ощущений, а кто-то просто вслед за модой.

Все материалы о фестивале>>>