13.10.2008 | 10:57

Фабрики воображения: новые территории культуры

Актуальное искусство, отвергая каноны, предпочитает альтернативную среду обитания. Музеи, галереи, сценические площадки открываются в заброшенных индустриальных зданиях. Это практично и демократично. Место, где прежде происходил бездушный механический процесс, превращается в пространство творчества. "Фабрики воображения: новые территории культуры" – под таким названием прошла в Москве Международная конференция, участники которой обсудили мировой опыт преобразования промышленных пространств в современные культурные центры. Рассказывают "Новости культуры".

В Европе процесс освоения промышленных пространств начался еще в 70-е годы прошлого века, а в России это происходит с опозданием на тридцать лет. Инициативу проявили сами художники, которые стали искать поддержку у государства и других структур. В наше время изменились обстоятельства существования современного искусства. Осваивать новую среду хотят все: художники, актеры, музыканты. Для этого нужно создавать мультижанровые площадки. "Новый культурный продукт – что это такое? Это не спектакль одного творца, а совместное творчество, совместная творческая деятельность. Поэтому на таких территориях должны сосуществовать разные дисциплины и представители разных дисциплин", – считает инициатор конференции Елена Тупысева.

Нечто похожее уже происходило в 1920-е годы. Во Франции вокзалы превращали в музеи, а в России пытались создать коммуны. Но тогда опыт оказался неудачным. Сейчас происходит новый виток. "Винзавод", "Фабрика", "Гараж", "АРТСтрелка" – площадки современного искусства. В Москве их не так уж много, а в других российских городах еще меньше. Например, в Нижнем Новгороде существует пока лишь одна, но зато на территории Кремля. Там соединилось прошлое и будущее.

"Изменения цивилизационные – то есть переход от промышленного к технологическому производству, от больших производственных пространств к пространству креативного действия. И в этом смысле, мы считаем, что мы в одном ряду с нашими международными коллегами", – замечает руководитель Центра современного искусства в Нижнем Новгороде Анна Гор.

В России современное искусство отвоевывает территории с большим трудом, зато во Франции художники давно вписались в пространство бывших фабрик и гаражей. Поначалу они привлекали лишь молодых художников, а теперь практически всех. "Природа современного искусства такова, что художники взаимодействуют с самыми широкими слоями населения, которые проживают по-близости от таких центров, и в этом проявляется социальная роль современного искусства", – поясняет руководитель Центра современного искусства во Франции Фазетт Бордаж.

Уже двадцать пять лет в Брюсселе существует Ассоциация европейских центров современного искусства. Это помогает обмениваться опытом и совместно решать проблемы освоения промышленных территорий. К тому же теперь российские художники принимают активное участие в современном художественном процессе. "Проходят тренинги на всех уровнях. Молодые художники могут постажироваться в зарубежных центрах. Существует свой тренинг для директоров", – рассказывает представитель Европейской ассоциации современного искусства Эмма Эрнст

Конференция завершилась, но сотрудничество продолжается, ведь проект "Фабрики воображения: новые территории культуры" рассчитан на два года.

Читайте также: Дарья Пыркина о новых территориях культуры