15.10.2008 | 13:13

История искусства ХХ века на предаукционной выставке

В Музее современного искусства Российской академии художеств выставлены топ-лоты будущих аукционов "Сотбис" в Нью-Йорке. Мало путешествующие ценители искусства снова благодарят судьбу за редчайшую возможность воочию увидеть шедевры частных коллекций. Шестьдесят картин, шестьдесят исчерпывающих иллюстраций истории искусства ХХ века. Рассказывают "Новости культуры".

Впервые зрители увидят шедевры, которые хранятся в частных собраниях. К тому же, работы многих зарубежных художников просто не представлены в российских музеях. Картины Модильяни, к примеру, практически не продаются. Так что у зрителей есть уникальная возможность увидеть одну из работ мастера. Познакомиться с живописью Джакометти – также большая удача для, ведь известный скульптор и график редко писал картины. Еще одно открытие – картины Бориса Григорьева из цикла, посвященного России. Среди них – портрет крестьянского поэта Клюева, портреты волынщиков из цикла "Лики мира". В 40-е годы прошлого века эти работы были подарены музею Массачусетса.

"Художественная манера Григорьева уникальна. Она всегда узнаваема, и его вещей этого периода опять же в русских музеях нет. Поэтому это не только обогащения для рынка, что эти вещи где-то будут проданы, а расширение наших представлений о мировой культуре", – говорит арт-критик Надежда Назаревская.

В России прекрасное собрание импрессионистов, но вот многие другие направления искусства ХХ века представлены фрагментарно. "Здесь высочайший уровень работ тех периодов, которые у нас долгие годы не собирали в 30-е, 40-е, 50-е годы. Тут есть и Джакометти, и Пикассо поздний, Хуан Грис. У нас нет, например, работ Эдварда Мунка, замечательного художника-символиста", – замечает искусствовед Андрей Толстой.

На выставке представлена одна из самых знаменитых работ Мунка – "Вампир" из цикла "Страсти человеческие". У каждого произведения – своя история. Одна из них связана с супрематической композицией Казимира Малевича, написанной в 1916 году. Художник считал, что живописная сущность убивается сюжетом. Он использовал лишь чистый цвет и геометрические формы, чтобы добиться наибольшей выразительности. Малевич вывез супрематическую композицию в 1927 году на выставку в Германию и оставил там на хранение. Когда началась Вторая мировая война, Амстердамский музей приобрел эту работу. И все-таки картину пришлось вернуть семье художника, так как Малевич не давал распоряжения о ее продаже.

Не забыты также и любители реализма и романтизма. По-прежнему вызывают интерес произведения Айвазовского, Коровина, Маковского. В моде – поп-арт. Это направление представлено Вессельманом и Уорхолом. От высокого до низкого, от прекрасного до безобразного - вся палитра ХХ века на предаукционной выставке.