14.02.2019 | 20:03

Третьяковская галерея восстановит рельеф Ивана Шадра "Борьба с землей"

Внутренний двор Третьяковки на Крымском валу. Рельеф Шадра «Борьба с землей» - на улице и зимой, и летом. Уже много лет. Небольшой навес спасает от внешних воздействий, но лишь отчасти. Чтобы поднять тяжелый бронзовый рельеф, понадобилось семь рабочих.

Эксперты из Научно-исследовательского института реставрации проверяют состояние металла. Убеждаются: сильный нагрев может уничтожить рельеф - разрушится спайка на швах. Чтобы понять, как восстанавливать шедевр, высверливают отверстие. Для анализа нужна стружка.

«Почему надо делать анализ именно в стружке, в сплаве? Потому что, если мы будем делать переносными рентгено-флюоресцентными анализами, он дает только с поверхности. А нам нужен состав металла в массиве», - рассказал сотрудник отдела научной реставрации металла ГОС НИИР Павел Котельников.

Рельеф пострадал от техногенных загрязнений. Для того, чтобы их удалить, нужно подобрать химический реактив. Делают пробу там, где это будет незаметно.

«До 15 минут ждем реакции. Если реакции никакой, можно с этим реактивом покончить», - отметил Котельников.

Александр Карандашев из отдела научной реставрации Третьяковской галереи говорит, что сейчас рельеф находится в плачевном состоянии. В средней части внизу он сильно деформирован, есть прорывы металла, даже утрачены некоторые фрагменты.

«Нам требуется естественно их все расчистить, законсервировать, причем расчистить, чтобы сохранить авторскую патину максимально. Потому что наша задача все-таки сохранить первозданный вид», - отметил заведующий отделом научной реставрации скульптуры XX век Государственной Третьяковской галереи Александр Валерьевич Карандашев.

Иван Шадр делал проект фонтана в 20-е годы для сельско-хозяйственной и кустарно-промышленной выставки. Фонтан должен был стоять на центральной площади ВСХВ - нынешнего ВДНХ - как иллюстрация идеи, что «природа - не храм, а мастерская, и человек в ней - работник».

«Очень редкие снимки - это эскиз еще, выполненный Шадром, еще не отлитый в бронзу вот так, как он выглядел в авторском исполнении», - отметила заведующая отделом скульптуры Государственной Третьяковской Галереи Ирина Николаевна Седова.

В центре композиции Шадра - рабочий за рулем мощного трактора. Внизу должен был находиться тот самый рельеф - борьба крестьян с землей. Иван Шадр воплощал в своем творчестве порой противоположные направления: его «Девушка с веслом» - ода классицизму, идеальные пропорции, гармоничные линии. Рельеф «Борьба с землей» - пример модернистского искусства: экспрессионизм, преувеличенные объемы - в угоду смыслу. В начале «цепочки» крестьян - голова пахаря с огромным кричащим ртом. Этот фонтан так и остался проектом. Но Шадр в 1923-м году сделал рельеф в гипсе, а в бронзу его отлили уже после смерти скульптора, в 59-м.

«Шадр был великолепным мастером. И мастерство в скульптуре еще никто не отменял, как вы понимаете. И то, что вот эта идея, она имела такое гениальное воплощение, да как же мы можем не приложить все усилия, чтобы сохранить этот шедевр», - призналась Седова.

После 15-ти минут воздействия реактив, несмотря на мороз, сработал. Загрязнение снято, а поверхность металла и даже естественная патина не повреждены - значит, этот состав точно подойдет. Все пробы отвезли в Институт реставрации, где провели исследования на металлографическом микроскопе.

«Распределение свинца, цинка и меди. Вот видите: очень яркие картинки, как раз нам и говорят о составе этого сплава. Исходя из этого, мы сделали заключение об однородности состава сплава», - призналась лаборант-исследователь лаборатории физико-химических исследований ГОС НИИР Татьяна Юрьева

То, что сплав однородный - задачу облегчает... Но все «болезни» рельефа вылечить невозможно.

Это значит, что дополнительных искусственных покрытий не требуется, и задача реставраторов - максимально щадящими методами очистить поверхность, сохранив при этом слой патины - который служит еще и естественной защитой металла. С другой стороны, запрет на термическую обработку делает невозможным восстановление нижнего края центральной части рельефа. А экспонировать его можно будет только в особых условиях. Инженерам пришлось придумать конструкцию, которая снизит нагрузку на нижнюю часть.

«Заключается метод в том, чтобы экспонировать под углом в двадцать градусов к вертикали. Соответственно, на контактных направляющих, на которых бы нагрузка была равномерно распределена по всей плоскости рельефа», - отметил инженер-конструктор отдела монументальной скульптуры ГОС НИИР Владимир Стебихов.

Эта конструкция еще и мобильна: благодаря специальным маневренным колесам рельеф можно будет перевозить. Достойное место для рельефа Шадра уже подыскали.

«Мы прекрасно понимаем, что после всех усилий, которые будут предприняты реставраторами, эта вещь не может находиться под открытым воздухом, и мы планируем представить ее в вестибюле здесь, на Крымском Валу, пока в нашей части здания, а потом, после реконструкции Третьяковской Галереи, которую планируется начать в 21-22-м годах, которая будет длиться в общем некоторое количество лет, мы найдем самое достойное место для этого памятника», - призналась генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Зельфира Трегулова заявила, что рельеф Ивана Шадра включен в спонсорскую программу Третьяковской галереи. О том, что его нужно спасать, в музее заговорили еще десять лет назад. Теперь, после исследований Гос ВНИИР, стало понятно: реставрация должна начаться как можно быстрее.

   Новости культуры