16.10.2008 | 12:44

О рекламных плакатах из собрания РГБ

Рекламная афиша – идеологическая "агитка" или авторский шедевр? Плакат можно смело назвать не только одним из древнейших, но и сложнейшим жанром визуального искусства. Плакат – это концентрат словаря эпохи. Добиться лаконичности и универсальности, не поступившись авторской индивидуальностью, – это настоящий вызов для художника. В России первые печатные плакаты появились в начале XVIII века. В "уличном" жанре работали лучшие мастера своего времени – от Валентина Серова до Мстислава Добужинского. Сегодня все это богатство бережно хранят сотрудники Российской государственной библиотеки. Рассказывают "Новости культуры".

Самый ранний плакат – таким мог любоваться зритель в далеком 1863 году. В хранилищах Российской государственной библиотеки хранится немало раритетов, но этот, чудом сохранившийся экземпляр, там считают "прадедушкой" русского плаката. "Здесь еще художник не нащупал те характерные особенности плаката, выразительные средства его, которые будут распространены впоследствии. То есть рисовал еще штрихом, рисунком, цвет не использовал", – поясняет искусствовед Нина Бабурина. Впрочем, как констатируют знатоки, в нем уже есть и призыв, и наглядность – все главные достоинства плаката как явления.

Это уникальное искусство возникло на стыке коммерции, социальных наук и, конечно, политики. Мобильность – тираж мог быть доставлен в любую точку страны; общедоступность – плакаты буквально висели на каждом заборе. Эти козыри нового жанра графики в дореволюционной России были удивительным по своей коммуникативной мощи средством. Язык плаката был доступен каждому. По влиянию это можно сравнить только с синематографом, подчеркивают пропагандисты жанра. "А в годы Гражданской войны вообще это было уникальным явлением, потому что русский зритель был неграмотен, он не мог читать газеты, листовки. Это же крестьянская масса была, в основном", – замечает Нина Бабурина.

Плакат театральный, цирковой, выставочный – творить в этом массовом жанре не гнушались и самые прославленные живописцы: Бенуа, Лансере, Коровин, братья Васнецовы. В РГБ хранится работа Врубеля к выставке тридцати шести художников – шрифтовой плакат, необычайно декоративный и динамичный. Буквы кириллицы словно бегут, цепляясь друг за друга. В хранилище библиотеки можно найти и самый "неполиткорректный" плакат тех времен. Это работа Леонида Пастернака, отца знаменитого поэта. Николай Второй, говорят, сильно гневался, ведь солдат времен Первой мировой должен был выглядеть мужественным и непобедимым.

Впрочем, большинство из плакатов остаются анонимными. По одной из версий, издатели в конкурентной борьбе за талант художника не указывали такие данные из соображений безопасности. Всего в архивах Российской государственной библиотеки собрано более четырехсот тысяч плакатов. "Наш фонд самый полный в стране, да и, пожалуй, в мире, потому что он комплектовался на основе так называемого "обязательного экземпляра". В 1862 году был издан указ Александра Второго о том, что один экземпляр всего, что печатается в России, должен попадать в библиотеку Румянцевского музея", – рассказывает Нина Бабурина.

Собственно, "плакатом" искусствоведы называют оригинал, авторскую работу, которую художник приносил в типографию. Весь последующий тираж – это оттиски. Впрочем, сейчас это уникальное искусство ушло в прошлое, сожалеют искусствоведы. Возник новый, дизайнерский плакат, но это уже совсем другая история.