17.10.2008 | 12:49

"Мультифоники" Олега Танцова

Выражение: «Талант не ищет легких путей», давным-давно стало штампом. Однако о кларнетисте Олеге Танцове иначе не скажешь. Музыкант Государственной симфонической капеллы Валерия Полянского мог бы составить беспроигрышный концертный репертуар из стандартного набора классических шлягеров – так поступают многие, но Танцов предпочитает современную музыку, требующую особых затрат и от исполнителя, и от слушателя. В стремлении к совершенству он неустанно экспериментирует с новейшими техниками игры. Рассказывают «Новости культуры».

Олег Танцов смотрит в окно консерватории, как в зеркало, и играет классику. Она ему по душе, как и музыка, важную часть которой составляют странные созвучия под названием «мультифоники» – то есть несколько звуков.

Устрашающие созвучия Олег Танцов извлекает из инструмента, который по определению должен звучать одноголосно. Это обыкновенный кларнет. Но желание композитора – закон, введь в ХХ веке что ни автор, то новая техника. «Каждый клапан предназначен для того, чтобы играть одним пальцем, а здесь приходится два клапана нажимать одним пальцем», – поясняет кларнетист.

Впрочем, все это детские игрушки. Танцову приходилось играть и на двух кларнетах сразу. На такую жизнь Олег Танцов обрек себя сам. Еще в 70-е, учась в консерватории, музыкант решил сыграть Кларнетовую сонату Эдисона Денисова. Помочь в исполнении этой музыки студенту никто не мог. Расширенное музыкальное сознание оказалось присуще не всем профессорам, а Танцов хотел протестовать, самовыражаться на новом языке, на котором говорили Шнитке, Губайдулина, Денисов. «Мое единственное требование к музыке – чтобы она не была вторичной, чтобы она содержала что-то новое для своей эпохи», – говорит исполнитель.

Олег Танцов сейчас играет много музыки самых разных композиторов. Если раньше авторы учили его, как играть, то сейчас сам музыкант часто учит их, как сочинять. По крайней мере, для кларнета. Кроме того, Олег Танцов уже учит детей, как играть.

«Самообразование хорошо, а просто образование все же лучше», – говорит Танцов, вспоминая о своих мучительных студенческих поисках. «Я придерживаюсь того принципа, что каждый человек должен иметь много учеников и много детей. Такие люди мне симпатичны, и я с удовольствием занимаюсь с детьми», – добавляет он.

Не одно, не два и не три новых сочинения появилось в последнее время в кларнетовом репертуаре благодаря Олегу Танцову, которому они и посвящены. Это значит, что молодым музыкантам будет что играть. Было бы желание извлекать мультифоники.