17.10.2008 | 23:31

Польский бал в честь Фридерика Шопена

Звезды балета Большого театра и балета Польской национальной оперы объединились сегодня в гала-концерте в честь Фридерика Шопена. В первом отделении концерта был показан одноактный балет "Шопениана" в исполнении российских артистов, затем их польские коллеги выступили в дивертисменте, а в финале оба коллектива сошлись на галантном "Польском балу". Это знаменитая хореографическая картина из оперы Глинки "Иван Сусанин". Рассказывают "Новости культуры".

"Шопениана" – редкая гостья на сцене Большого, но в этот вечер шедевр Фокина открывал гала-концерт Сезона польской культуры. В репертуарной афише Большого спектакль появился в 1932 году и выдержал четыре редакции. За чистоту линий, прозрачность и легкость "Шопенинану" называют балетным импрессионизмом. Ее первое название – "Сильфиды".

В "Шопениане" Николай Цискаридзе солирует с 1995 года. Это единственная мужская партия в балете. Парадоксально, но там нет классической позиции корпуса и ног. Ритмы мазурки сбивают с толку кажущейся простотой. "Самое главное, что говорила Уланова: "Здесь не надо думать, страдать. Шопен – светлый композитор"", – замечает Цискаридзе.

В репертуаре Театра Вельки – все шедевры русской классики. Иоланта Рыбарска, худрук балетной труппы, точно знает: если на гастролях русский балет – билетов не достать. У нее были русские педагоги в школе, затем в театре. Своим примам она много рассказывала о феномене Большого, и теперь они сами могут в этом убедиться. "Жаль, что у нас так мало времени. Хотелось бы позаниматься на классах с педагогами Большого. То, как работают руки балерин, – просто чудо, как они интерпретируют танец. Здесь не только техника, здесь актерская работа", – говорит солистка Марта Федлер.

Второе отделение отдано польским артистам. Чтобы не дублировать балет Большого, они танцуют свой репертуар. Фрагменты из "Пана Твардовского" и "Харнаси" – этот балет много лет назад видели в Москве. Параллельно в Театре Вельки Алексей Ратманский ставит "Анну Каренину". Премьера состоится в конце ноября.

Апофеозом вечера стал Польский бал из оперы Глинки "Иван Сусанин". Артисты Большого и Театра Вельки танцевали его вместе. Шедевр Ростислава Захарова с польскими танцорами за рекордные шесть дней поставила Юлиана Малхасянц. Она до сих пор удивляется, как нелегко дались характерные танцы их коллегам.

Танцоры театра Вельки настолько прониклись красотой и величием Польского бала, что обещают внести его в свой балетный репертуар.Такое количество мазурок, полонезов и вальсов не знал еще ни один бал.