22.10.2008 | 13:09

"Метрополитен-опера" празднует 125-летие

Сегодня одна из самых прославленных сцен мира отмечает юбилей. Знаменитому нью-йоркскому театру "Метрополитен-опера" исполняется 125 лет. Его история – это список величайших премьер, незабываемых концертов и ярких имен. В разное время там дирижировали Бернстайн и Караян, Стоковский и Гергиев, пели Карузо и Каллас, Шаляпин и Паваротти. Именно там, в сердце Нью-Йорка, публика впервые услышала "Девушку с Запада" Пуччини и "Троянцев" Берлиоза. О главных вехах в жизни знаменитого театра рассказывают "Новости культуры".

У оперных астрологов звезда не считается открытой, если она не блистала на сценическом небосклоне театра "Метрополитен-опера". Изначально этот театр был задуман несколькими нью-йоркскими бизнесменами как коммерческий проект. У статуи Свободы должен был появиться музыкальный, но не менее знаменитый спутник. Театру катастрофически не везло. Спустя девять лет после открытия один из артистов уронил сигарету в растворитель для краски. Театр сгорел до основания, а затем возродился вновь – на углу Бродвея и 39-й улицы, но вскоре его ждал новый переезд. "Когда в 1966 году закрывали старую сцену и переходили в Линкольн-центр, певцы на заключительном концерте плакали и целовали сцену", – рассказывает оперный критик Алексей Парин.

Тем временем зрители пытались оставить себе хоть что-нибудь на память. Из театра унесли все, что можно было унести, однако многое не донесли до нового здания. Зато сумели сохранить традиции, которые оставались неизменными на протяжении всех 125-ти лет. В "Метрополитен-опере" нет своей труппы. На каждую постановку приглашаются артисты, специализирующиеся на каком-либо репертуаре. У всех есть дублеры, которые, согласно контракту, должны жить в пяти минутах ходьбы от театра – на всякий случай. В 1907 году американцев сразил Шаляпин, который появивлся полуобнаженным. Затем были Павел Лисициан, Галина Вишневская, Елена Образцова и Маквала Касрашвили. Она дебютировала в "Метрополитен" в 1979 году, исполнив партию Татьяны Лариной.

"Когда закончился спектакль, я вышла на поклон, и сверху посыпались белые маленькие кусочки бумаги", – вспоминает народная артистка России. Именно так в "Метрополитен-опере" стали выражать чувство крайнего восторга вместо букетов цветов. Год спустя Касрашвили снова приехала в Америку, чтобы спеть Татьяну, и стала последней советской певицей, приглашенной в театр. Запрет на советских артистов в американском оперном доме продолжался до 1989 года. После этого началась настоящая экспансия российских певцов, которых в Америке считают лучшими исполнителями не только российских опер, но и итальянских: Хворостовский, Лейферкус, Чернов, Петрова, Нетребко.

Любимец американцев – дирижер Мариинки Валерий Гергиев. Вообще выступить в роли дирижера и режиссера в "Метрополитен-опера" столь же почетно, как и спеть на сцене театра. В эти дни в "Новой опере" репетирует режиссер, чей дебют на американской сцене завершился полным провалом, и его режиссерская карьера могла закончиться, даже не начавшись. Однако опытные люди подсказали, что такое оперный спектакль по-американски. Английский режиссер Элайджа Мошински репетирует "Севильского цирюльника" с нескрываемым удовольствием. Сейчас он смеется, вспоминая о том, какие отзывы дали ему рецензенты после премьеры "Питера Граймса" и "Бала-маскарада" в "Метрополитен". От великой режиссерской депрессии его спасло приглашение от Джесси Норманн. Примадонна категорически заявила директорату "Метрополитен-оперы", что работать она будет только с Мошински. С тех пор режиссер ставит в Америке по спектаклю в год.

"Но осталось ощущение, что я каждый раз иду по бортику бассейна, в котором плавают пираньи, и не знаю, удастся ли перепрыгнуть его. Тем более что я свободный художник. И пригласят ли меня на следующую постановку – зависит от каждого сделанного спектакля", – говорит Элайджа Мошински. Также это зависит от директора театра – главного лица в "Метрополитен-опера", или "Мет", как сокращенно называют театр американцы. Они действительно гордятся своим коммерческим проектом, ставшим знаком качества оперных звезд.