23.10.2008 | 14:00

Концерт "Студии новой музыки" в Рахманиновском зале консерватории

Сегодня в столичной консерватории пройдет концерт, который напомнит об одной из самых трагических страниц в истории отечественной культуры. 60 лет назад было принято печально известное постановление ЦК ВКП(б) "Об опере Вано Мурадели "Великая дружба". После него идеологической травле подверглись крупнейшие композиторы того времени: Шостакович, Прокофьев, Мясковский, Попов и сам Мурадели. Сочинения этих авторов прозвучат сегодня в исполнении ансамбля "Студия новой музыки". Рассказывают "Новости культуры".

Певица Екатерина Кичигина уверена: это безобидный и вполне мелодичный вокализ. Но 60 лет назад он оказался главным виновником самого позорного эпизода в истории советской музыки – принятия постановления ЦК ВКП(б) "Об опере "Великая дружба". Впрочем, вначале ничто не предвещало ни провала, ни последующего массированного наступления на композиторский цех. Недавний выпускник Консерватории Вано Мурадели приступил к созданию своей оперы, которая должна была стать эталоном этого жанра. Содержание – дружба народов. Финансирование – полномасштабное государственное.

Екатерина Власова кандидат искусствоведения: "И вот Вано – очень коммерческий, очень ловкий господин – в предвкушении гонораров, которые он будет иметь за постановку своей оперы по всем театрам страны. Он думает, что его ждет успех. Но он почему-то не настает".

Более того, Сталин, придя в Большой театр, покидает его задолго до конца спектакля. И организовывает большой спектакль-заговор. Для начала собирает всех, кто причастен к "Великой дружбе". Мурадели начинает каяться и говорить покаянные речи, уверяя, что во всем виноват никто иной, как… Шостакович. Он своей "Катериной Измайловой" всех сбил с толку. После нее писать просто, употребляя народные мелодии, стало старо и немодно. Звучит страшное слово "формализм", которое многократно повторяется на собранном вслед за тем композиторском съезде. Жданов от лица Сталина пытался научить композиторов реалистическому уму-разуму.

Екатерина Власова: "Хотели несколько их образумить, остудить их головы. Уж слишком они модные, слишком популярные. Шостакович – это одно из самых популярных имен в мире тогда. Особенно после Войны".

И особенно после успеха своей Седьмой – "Ленинградской" - симфонии. Однако музыка без бдительного и умного руководства партии слишком подвержена формалистическому влиянию Запада, - доказывал Жданов. Композиторы удрученно молчали. Потом каждый год музыкально подкованная партия составляла репертуарные списки с запрещенными сочинениями. И только спустя 10 лет знаменитое постановление подверглось легкой коррекции.

Федор Софронов, музыковед: "В газете "Правда" в 1958 появилось постановление "Об исправлении ошибок", в котором постановление ЦК ВКП(б) признавалось, в целом, правильным. Но имелись некие ошибки".

Незначительные - сочли тогда. Однако историки музыки убеждены, что фатальные.

Федор Софронов: "Музыкальная культура советской страны могла бы выглядеть совершенно по-другому. Потому что непосредственным следствием этого постановления явилось то, что мы опять попали в догоняющую фазу развития".

И авангард, который расцвел было в СССР в 1920-е годы, не нашел своих преемников. Постановление прошлось железным катком по своим адресатам. Прокофьев и Шостакович многие из сочинений не доводили до премьеры – дабы не вызывать гнев партии. Мясковский вскоре вовсе умирает. Так же, как и Шебалин, до того вынужденный покинуть пост ректора Консерватории. Сочинения авторов, обвиненных в формализме, и прозвучат сегодня в Рахманиновском зале. А главный виновник всех бед – опера "Великая дружба" - будет представлена лишь вокализом. Катастрофически много внимания было уделено ей 60 лет назад.

Читайте также: Илья Овчинников о концерте, напоминающем об идеологической травле композиторов