23.10.2008 | 16:00

Сегодня исполняется 80 лет со дня рождения Юрия Саульского

Сегодня исполняется 80 лет со дня рождения Юрия Саульского. Композитор-песенник, автор балетов и мюзиклов, пианист, дирижер, руководитель оркестра, педагог – без его разнообразной и кипучей деятельности сегодня просто не возможно представить историю отечественной эстрады. Одним из его любимых словечек было "широкополосность" - термин, означающий соединение нескольких звуковых линий на одной музыкальной дорожке. С его помощью, Саульский определял и людей, и творчество, и музыку. И именно это слово, как нельзя лучше, отражает многообразие его собственных талантов. Рассказывают "Новости культуры".

"Жизнь прекрасна во всех ее проявлениях…", - сказал в одном из своих интервью Юрий Саульский. И в его жизни талант проявлялся в каждом деле, за которое он брался. Музыкант, руководитель оркестров, педагог, музыкальный и телевизионный продюсер. Можно сказать, что весь советский и российский джаз с начала шестидесятых годов держался только на его кипучей деятельности. Столь же важной фигурой в последствии он стал для всей российской эстрады.

Для истории ВИА-66 под управлением Саульского – это первый джазовый ансамбль, включающий вокальную группу, веха в развитии советской музыки. А для Игоря Бриля – первая написанная им и прозвучавшая аранжировка, знакомство с друзьями, среди которых Алексей Козлов, встреча с женой, наконец. Для него это молодость, молодость всего советского джаза.

Игорь Бриль, народный артист России: "Нам было хорошо! Мы любили джаз, мы его играли, у нас не было никаких ограничений, плюс поездки по городам, которых мы не знали еще в то время. Саульскиий был неутомим! Даже когда все падали. Репетиции были очень тяжелыми. Но он был невозмутим и полон энергии".

С такой же энергией он создавал в стране систему джазового образования, добивался принятия Гараняна, Зубова, Бриля и других ведущих джазменов в союз композиторов. С тем же упорством пробивал на худсоветах записи для нового поколения музыкантов. Даже если их творчество лично ему и не было близко.

Александр Градский, народный артист России: "В решительные моменты мы за ним бежали, потому что он умел очень деликатно и очень тонко выставить дело так, что никаких вариантов не оставалось".

И все потому, что сам проходил и через разгромы на худсоветах и через необходимость искать альтернативные пути заработка, отнимая время у своего любимого джаза.

Александр Градский: "Я думаю, что песни он стал писать все-таки вынуждено, потому что его джазовое творчество не то, чтобы не воспринималась, но было не так нужно".

Но уж взявшись за дело, вложил в него все свое мастерство и знания. И стал одним из самых популярных композиторов-песенников страны. Хотя сам и относился к этому с иронией.

Татьяна Карева-Саульская, вдова Юрия Саульского: "Незабываемого "Черного кота", которого исполняют всегда и много, он называл в шутку "моя Девятая симфония Бетховена". Потому что Девятая симфония у Бетховена была самая знаковая".

Вспоминая о Юрии Саульском, люди, знавшие его, в первую очередь говорят о невероятной энергии, которой он заряжал и окружающих. И этот заряд продолжает действовать до сих пор.

Смотрите на телеканале "Культура" программу "Я не один, пока я с Вами", посвященную его жизни и творчеству (24 октября, в 12:20).

Читайте также:
Юрий Саульский: "Джаз – это моя музыка на всю жизнь"