23.10.2008 | 19:44

Триеннале "Стекло 2008"

Какой материал можно тянуть, крутить, придавая ему самые причудливые формы? Прессовать, отливать в формы, как чугун, раскатывать валиком, как тесто? Лепить, выдувать пузыри, тянуть лентой, шлифовать, полировать, обтачивать? Это стекло! Историю его художественного преображения представляет серия выставок – Триеннале "Стекло 2008". Рассказывают "Новости культуры".

Реставраторы музея готовят к выставке "Аккорд" Бориса Федорова. Когда-то составной объект из цветного стекла произвел фурор. Сегодня сам художник вспоминает об этом с улыбкой: "Если раньше я работал с хрусталем, то сейчас из блоков. Вернулся в первобытный материал. Каторжный труд".

Однако большинство художников сегодня меняет технологию и материал не благодаря, а вопреки. Многие стеклодувные заводы закрылись, а оставшиеся не всегда готовы предоставить печь, цех, помощников. Так что, эксперименты с материалом отошли на второй план. "С течением времени изменилась ситуация, молодые выбирают другой путь. Вещи стали более концептуальными, интерьерными", – замечает куратор выставки Елена Титова.

Сегодня произведения из стекла похожи на инсталляции. "Форт" Игоря Томского, "Пирамида жизни" Павла Ясыченко, "Бесконечность" Галины Криволаповой. На смену выдувным изделиям приходят литые – технология не требует печи. Популярны произведения из плоского стекла, склеенных стеклянных дисков, как, например, "Повторение" Агриса Бутелиса. Новинки очень нравятся Фидаилю Ахметовичу Ибрагимову. Он был в числе первых выпускников отделения стекла Строгановского училища. Его практически насильно перевели с отделения керамики, о чем художник никогда не жалел. "Это захватывает. Печи, горячее стекло, огонь – прирастаешь", – говорит он.

Фидаиль Ибрагимов делает гравировку по стеклу. Примером может послужить его композиция "Урал". Филигранная техника, одна из самых трудоемких, она по плечу только большим мастерам, которые работают, в основном, в России и Чехии. Еще одним ноу-хау наших художников стала тончайшая роспись по стеклу Любови Савельевой. Такая, как в композиции "Здравствуй, племя младое, незнакомое!". В 1990 году Всемирная ассоциация стекла назвала Савельеву художником года. Сегодня она, как и Ибрагимов, и Федоров, уже признана классиком. К сожалению, молодых в этой сфере немного, но это большие профессионалы, и все сиюминутные трудности – всего лишь отражение характера их любимого материала. Стекло очень хрупкое, зато оно может хранится практически вечно.